В преддверии Дня знаний рассказываем о «золотом фонде» педагогов Верхнеуральского района.
Валентина Ильинична Колесникова
Валентина Ильинична Колесникова родилась в Зауралье, в Курганской области, в городе Макушино. Заканчивая Макушинскую среднюю школу, не думала о педагогической стезе. С детства Валентина любила шить. Шила платья, юбки. Поэтому пошла учиться в Курганское ТУ-2 и получила диплом швеи-мотористки сложного ассортимента. Но интерес к педагогической деятельности взял верх. По химии Валентины всегда были хорошие отметки. Учитель химии Галина Александровна Гилева была довольна ею. К тому же дядя Валентины был учителем истории, его жена – учитель русского языка, старшая сестра училась в то время на биохиме, две двоюродные сестры пошли на физмат, потом и младшая сестра стала учителем. Это, видимо, и сыграло роль в том, что Валентина Ильинична поступила в Курганский педагогический институт на биохимический факультет.
Практику проходила в Кургане в 27-й школе. Своих наставников – учителя химии Галину Алексеевну Варшавскую и учителя биологии Фаину Геннадьевну Ахмедьянову – помнит до сих пор и всегда старается равняться на них. Во время учебы Валентина познакомилась с будущим мужем Александром Колесниковым. Парень учился в сельскохозяйственном институте на агрономическом факультете. После окончания института Валентина Ильинична начала педагогическую деятельность в поселке Чебаки. В 1989 году семья переехала в Челябинскую область. Муж к этому времени закончил КСХИ и устроился на работу в поселок Урлядинский. Валентина Ильинична в Урлядинской школе проработала год. Дальнейшая ее жизнь связана с Сурменевской школой. Педагогический стаж Колесниковой составляет 36 лет. Валентина Ильинична гордится своими учениками, для которых химия в школе стала началом большой жизни. Они работают в области медицины: гинеколог, кардиолог, фармацевт в Челябинске, анестезиолог- реаниматолог в Москве, врач скорой помощи в Магнитогорске, одна ученица закончила Ленинградскую медицинскую академию. В нынешних учениках педагог отмечает меньшую заинтересованность и целеустремленность. Два года Валентина Ильинична ездит в Урлядинскую ООШ, ведет уроки химии.
Валентина Николаевна Цыкина
Валентина Николаевна Цыкина родилась, выросла и живет в поселке Урлядинском. Она признается: «Вопрос выбора профессии не был сложным: очень люблю детей, поэтому с детства хотела с ними работать. А дальше уже жизнь определила профессию».
Валентина Николаевна закончила Магнитогорское педучилище, а позднее Магнитогорский педагогический университет. Педагогическую деятельность начала в 1990 году в Урлядинской школе. Сначала трудилась старшей пионервожатой, затем почти двадцать лет была организатором детского движения. В сельских школах часто учителям приходилось вести разные предметы. Так и Валентина Цыкина преподавала ОБЖ, обществознание, историю. В настоящее время она учитель биологии и является руководителем методического объединения классных руководителей, опытный педагог с 33-летним стажем. Начиная с 2008 года ее ученики ежегодно выбирают биологию для сдачи ОГЭ и показывают стабильные результаты на экзаменах.
Для Валентины Николаевны быть педагогом – «значит делиться своими знаниями, помогать ученикам развиваться и находить свой путь в жизни. Учитель все время должен балансировать между излишними строгостью и мягкостью. Нельзя постоянно ограничивать учеников жесткими рамками, но и вседозволенность тоже недопустима». Сравнивая современных учащихся с учащимися прошлых лет, педагог отмечает большое отличие: «Независимые, активно отстаивающие свое мнение, не стесняющиеся в выражениях, часто знают, чего хотят от жизни, самоуверенные, сложно управляемые». Настоящую проблему в школе Валентина Цыкина видит в зависимости детей от гаджетов. Положительный результат – во взаимопонимании и взаимодействии родителей и школы. Она отмечает: «Дети по-прежнему добрые, душевные, любознательные, открытые, доверчивые. Идут за советом и поддержкой, ценят понимание и человечность, что мы, в общем-то, и стараемся в них воспитать. В школе очень не хватает психологов, их функцию часто восполняет классный руководитель или любимый учитель».
За свою трудовую деятельность Валентина Николаевна удостоена грамот от Совета депутатов Верхнеуральского района, главы района и главы Карагайской сельской администрации. Несмотря на занятость, Валентина Цыкина находит время для своих увлечений. Это и психология, и путешествия, и выращивание цветов. В кабинете биологии 60 видов растений. Любимые цветы – розы, лилии, клематисы. Любит Валентина Николаевна заниматься и садоводством. В ее саду растет все, что растет у нас, а также можно встретить различные экзотические растения. Большой интерес проявляет к томатам, любит проводить с ними эксперименты.
Надежда Александровна Плишкина
Надежда Александровна Плишкина – учитель русского языка и литературы Урлядинской школы, не мечтала о профессии учителя. Она хотела стать инспектором по делам несовершеннолетних, работать с трудным детьми. Очень нравилась служебная форма инспекторов. Но родители не захотели, чтобы их дочь выбрала эту профессию. «Иди в педагогический – будешь работать с детьми», – сказали они.
–Учитель русского языка Людмила Васильевна Голобурденко повезла меня в Магнитогорское педучилище, показала дорогу, как добираться. Провела экскурсию по училищу. Потом я уже сама поехала, сдала экзамены и поступила, – рассказывает Надежда Александровна.
В 1992 году после окончания педучилища она получила диплом учителя начальных классов. Вернулась домой, и Надежду Александровну приняли учителем русского языка в 5 класс. Когда освободилось место, она перешла в начальные классы. Затем Надежда Плишкина заочно окончила Магнитогорский педагогический университет.
Стаж ее работы составляет более тридцати лет, из них 12 лет – заведующей учебной частью.
– Когда я начала работать завучем, большую методическую помощь оказывала мне Галина Алексеевна Калегина. Строгая и требовательная, но к начинающим была внимательной, – вспоминает Надежда Александровна. – Сейчас с возникающими вопросами мы за помощью обращаемся к Дарихе Амандыковне Ташкангузовой, Татьяне Юрьевне Серюковой, к нашему руководителю Нине Владимирове Кравченко, в средние школы. Завучи все загружены, им приходится «тянуть» все.
Надежда Александровна внимательна к коллегам, опекает молодых учителей, всей душой болеет за школу. Человек ответственный, коммуникабельный, требовательная к себе и коллегам, она на своем месте.
– Сейчас дети своеобразные, к каждому нужен подход. Раньше в начальных классах работалось легче, – говорит Надежда Плишкина, – а сейчас я со старшим звеном – это тяжелее. Но стараемся работать.
Надежда Александровнаотметила, что проблем в школе много. Не каждый родитель приходит в школу, не каждый понимает учителя. Порой родители знают права, а про обязанности забывают.
Сын Надежды Плишкиной Александр работает в правоохранительных органах, живет с семьей в Самаре, дочь Ксения выучилась на воспитателя, недавно вышла замуж, живет в Магнитогорске. Жаль, папа не дожил…
Есть у Надежды Александровны и хобби, которым она уделяет время, которые помогают отойти от школьных проблем – это садоводство, выращивание цветов в палисаднике и во дворе. С некоторых пор она коллекционирует статуэтки балерин.
Объединяют наших героинь ответственность в работе, неравнодушие к окружающим, высокий профессионализм, состоялись они и как прекрасные хозяйки, мамы, заботливые бабушки. В Год педагога и наставника поздравляю коллег с началом учебного года и хочу сказать большое спасибо за многолетний добросовестный труд и вклад в воспитание подрастающего поколения.