«Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит – считал древнегреческий философ и писатель Плутарх.
Виктор Богановский преподает уроки труда в МОУ «Форштадтской общеобразовательной школе». Его стаж в педагогике – 17 лет. Учился Виктор Геннадьевич на агронома, работал журналистом, фотографом, ведущим мероприятий, играет в народном театре, принимает активное участие в жизни Верхнеуральского станичного казачьего общества и является мастером работ по дереву.
Сегодня о своей разносторонней личности Виктор Геннадьевич высказывается с иронией: «Наверное, это у меня амбиции, желание выделяться из толпы – если не получается чем-то хорошим, попробую плохим… Главное – выделиться. Правда, в моем возрасте стыдно вести себя плохо».
В ходе нашей беседы которой Виктор Богановский размышлял о том, что такое провал и победа в учительском деле, раскрыл секреты профессионального мастерства и оставил свои наставления молодому поколению педагогов.
– Виктор Геннадьевич, вы – многогранная личность, что из ваших занятий является призванием, к чему лежит душа?
– Деятельность в сфере дополнительного образования мне ближе всего. У нас, конечно, есть расписание, но дети приходят по желанию – прогулы им никто ставить не будет, поэтому проблем с дисциплиной у нас не бывает. Работой по дереву я занимаюсь со школьных лет, у меня это всегда получалось, хотелось бы привить эту любовь и моим ученикам. Интересно, что сейчас девочки проявляют больше интереса к нашим занятиям, они увлекаются выжиганием по дереву, например. Мальчиков в группе стало на порядок меньше. Лично я без своего любимого дела не могу. Мастерская у меня есть и дома. Долгими вечерами я печку включаю и точу, пока жена не напомнит, что уже ночь – за любимым занятием обо всем забываешь, время пролетает незаметно.
– С чего началось ваше увлечение?
– Мой первый токарный станок был самодельным. Он появился у меня, когда я работал редактором сельхозотдела в газете «Красный уралец». Я делал материал о забытых промыслах, и мне попалась информация про бирюльки. Я узнал, что и сейчас где-то в центре России живет такой мастер-бирюлечник, пожилой человек. Потом изучил вопрос, и оказалось, что раньше бирюльки точили целыми деревнями на экспорт. Думаю: дай-ка и я попробую сделать! Начал точить, сначала не пошло, было тяжело… Изготовил целый набор – 32 штуки. Потом начал подыскивать материал, стало получаться изящнее. Сейчас я смотрю на свою первую работу и думаю – как же криво, а тогда был доволен собой, даже хвалился…
– Каким был ваш первый педагогический опыт?
– Я начал работать с детьми, когда вернулся из армии. Мест по моей специальности в совхозе не оказалось, и я пошел преподавать в училище. Тогда мне не удалось установить контакт с ребятами, мой первый опыт преподавания не был удачным. В педагогической деятельности у меня был перерыв. Когда я вернулся к преподаванию, все сложилось лучше: в группе было 52 человека и многие горели желанием развиваться.
– Вы проработали в редакции газеты «Красный уралец» двенадцать лет. Как вы пришли в журналистику?
– Я человек увлекающийся: мне просто было интересно, и я писал в стол. Когда набрался смелости и показал свои материалы редактору, меня сразу напечатали. Затем стали давать задания, я еще не был зачислен в штат, а моя статья уже появилась на первой странице… Сначала меня пригласили корреспондентом городского отдела, а затем назначили редактором в сельхозотдел.
– Получается, за что бы вы ни взялись, у вас все ладится!
– Потому что я берусь-то за то, что мне нравится делать.
– У вас есть мечта?
– Хочу хорошую мастерскую, чтобы в ней были отличные инструменты, станки… Мечтаю, конечно, о реконструкции настоящего казачьего поселения, как в былые времена, на базе которого можно было бы и развернуть мастерскую. Главное, работать там не одному, а с детьми, в окружении увлеченной молодежи.
– Сколько нужно времени, чтобы овладеть мастерством работы с деревом?
– Нет предела совершенству, работать нужно постоянно. Все лето у нас шел ремонт, я не брался за резцы. Когда ты продолжительное время не точишь, руки начинают отставать, задумку не воплощаешь, получается брак. Но руки-то помнят, и с практикой умение возвращается.
– Можете ли вы назвать себя перфекционистом в работе?
– Поначалу ты радуешься каждому своему изделию, а потом становится все больше критики. Наверное, каждый, кто увлечен своим делом, не превозносит себя, а стремится расти над собой. Вот что я не переношу, так это равнодушие к работе: когда, к примеру, на занятиях указываешь ребенку, что нужно исправить, а он машет рукой, говоря: «Пойдет и так!»
– Вы согласны с утверждением, что не каждый, кто сам умеет что-то делать, способен научить этому другого?
– К сожалению, это так. На мой взгляд, успех преподавательской деятельности складывается из того, что педагог должен сам в совершенстве знать свой предмет, а также иметь необычайное терпение и любовь к детям.
– Какой совет вы дали бы начинающим педагогам?
– Молодой педагог – это уникальное явление: он ненамного старше своих учеников, и ему легко быть на одной волне с ними, но и до панибратства опускаться тоже нельзя. Замечу, что в последнее время в школах мало учителей-предметников. Раньше эта профессия считалась престижной. Когда у детей спрашивали, кто станет учителем – в классе стоял лес рук! Сейчас в школу работать не идут, потому что зарплата не устраивает. вот такая приземленность у молодого поколения. Хочется спросить: а как же призвание? Я убежден: если есть желание, его надо развивать и меньше зацикливаться на материальной стороне жизни. К сожалению, эпоха потребления воспитывает в нас эту иерархию ценностей: материальное для нас идет впереди душевного… По мне, так быть не должно. Есть и еще один важный момент. В первую очередь учиться должен сам учитель. Когда ученик задает тебе вопрос, а ты не знаешь, что ему ответить, хуже этой ситуации сложно себе и представить.
– Вы поделились тем, что считаете провалом для педагога, а что же является для него самой большой удачей?
– В работе с детьми много радости. Был в моей практике трогательный момент, когда в школе после звонка дети, прощаясь, говорили мне: «Спасибо за урок». Еще вспомнился случай: с первого класса ко мне на занятия ходил паренек по имени Данил – увлеченный, скрупулезный, все подолгу делал… Как-то раз он спросил, может ли со временем занять мое место. Я чуть не прослезился от мысли, что кто-то продолжит мое дело… Позже Данил выбрал другую профессию, пошел учиться на повара. Это хорошо, дети сами ищут свой путь.
– Какой мудростью вы хотели бы поделиться с нашими читателями?
– Важно, чтобы у людей было то, чем они искренне увлечены. Когда человек выходит на пенсию, он сидит дома и исчезает из поля зрения. А потом ты идешь по кладбищу и видишь надгробие с его именем… Если есть какое-то увлечение, желание, стремление – и жить хочется, и умирать некогда. Жить надо интересно.
Бирюльки – сбор миниатюрных игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее) или палочек, старинная настольная народная игра, распространенная в некоторых странах Восточной Европы.
Фото из личного архива Виктора Богановского