17 февраля исполнится два года, как при выполнении боевого задания по освобождению сирийской Пальмиры погиб наш земляк – Алексей Стариков.
В доме Стариковых отведено особое место, где размещены награды Алексея и некоторые его вещи, включая любимую гармонь. Наград у него не меньше, чем у одного из двух геройских дедов – Василия Даниловича Старикова за Великую Отечественную. Фронтовой водитель дошёл до Берлина.
Ордена и награды Алексея, в том числе и орден Мужества, получены родителями уже после его гибели. Сержант Стариков был командиром отделения боевых машин пехоты в спецназовской разведке. Когда на построении объявляли о представлении к наградам, разведчики уже были на очередном боевом задании. Его «сирийские» награды перемешались с российскими.
— Вот эти из Новочеркасска, — показывает отец, Анатолий Васильевич. — Это — нагрудный «Крест генерала Бакланова». Медаль из Донбасса, где был в ополчении… Три войны сын прошёл.
Слушая мужа, Нина Петровна поспешно утирала слёзы.
Вот лишь один боевой эпизод. Командование поставило задачу: взять полевого командира, который особенно зверствовал — отрезал головы, убивал женщин и стариков. Задание бойцы выполнили, захватили изверга живым, однако от преследования большой группой террористов по пескам было не уйти, если бы не прилетевшие на подмогу вертолёты. Вертушки для нашей машины спустили дизтопливо, дозаправили. Один вертолёт отстреливался, другой выводил группу к своим.
О многом Алексей не рассказывал родителям, не хотел волновать. Не писал, к примеру, что воевал в Чечне. Узнали об этом случайно: из документов выпала справка об участии в боевых действиях в Чеченской республике. «Маме сказал?» — спросил отца Алексей. «Нет». – «Ну, и не говори ничего».
Из Сирии он не писал, а перед тем со службы весточки приходили бодрые. «Хочу сообщить новость, — писал в одном из писем. — Скорее всего, останусь в учебке, буду проходить тест на командира отделения». «Меня отобрали для стрельб из ПТУРСа. Один выстрел стоит 2000 долларов. Круто! Из 170 человек отобрали только пятерых, в том числе и меня. Так что можете гордиться». Писал, что хотел бы побывать на сенокосе с дедом. Вспоминал бабушкину лапшу. На одном из конвертов, с обратной стороны, размашистая надпись: «Домой!!!»
Алексей был открытым, весёлым и разносторонним парнем. Любил рисовать, научился играть на гармошке, гуслях, гитаре. Любимой песней была «Как ходил же грешный человече по белому свету». Пророчески звучат слова из неё: «Ничего же на свете мне не надо, ни злата, ни серебра, только надо грешну человеку одну сажень земельки да четыре доски»…
— Минувшей осенью нам сообщили, что нашли днище БТРа, в котором погиб Алексей, — рассказывает Анатолий Васильевич. – Скорее всего, он был ранен и подорвал себя вместе с боекомплектом и окружившими его ИГИЛовцами.
Второй год в Магнитогорске ребята-интернационалисты держат место на Аллее героев с табличкой: «Здесь будет похоронен герой, кавалер ордена Мужества Алексей Стариков». На его родине в Степном в прошлом году 6 мая, в день Георгия Победоносца, благодаря стараниям местного краеведа Веры Александровны Гусевой, установлен обелиск, где в числе земляков, погибших при исполнении интернационального долга, названа и фамилия Алексея. Осталась добрая память о нашем земляке, исполнившем служебный долг за пределами Отечества.
Николай ВАСИЛЬЕВ