В моей судьбе был человек, который помог мне найти свою стезю.
В мае 1973 года я демобилизовался из рядов Советской Армии, а осенью моя старшая сестра вышла замуж. Ее избранник Владимир Андреев работал на шахте проходчиком. В нашем небольшом городке Еманжелинске работы хватало, но в приоритете у мужчин была подземка. Я же после двухнедельного отдыха от армейской службы вновь влился в коллектив АТП, откуда ушел по призыву. Проработал два года, женился, у нас с Тамарой родился сын. Но специальность автослесаря меня уже не устраивала. Попробовал потрудиться токарем на механическом заводе — опять не то.
В Володе я чувствовал опору, старшего товарища: где посоветует, где подскажет, всегда поможет. Он и предложил мне попробовать себя на горняцком поприще. При содействии Владимира, переборов свой страх, я устроился в шахтостроительное управление, где трудился и он. Угольная шахта – тяжелое и опасное производство: взрывоопасность при выделении газа метана не позволяет применять в подземных условиях дизельную технику, поэтому много физического труда. Но зато шахтеров, крепких надежных мужчин, в городе уважали. Окунувшись в атмосферу горняцкого труда, я почувствовал уверенность в том, что это – моё. За восемь месяцев работы и учебы я достиг квалификации проходчика и посвятил этой непростой профессии 37 лет.
Владимир Андреев вырос в многодетной семье – пять сестер и три брата. Его отец и во время Великой Отечественной, имея бронь, и в послевоенные годы трудился машинистом паровоза. Жили трудно, но не унывали, все ребята были заняты делом: поливали грядки в огороде, ухаживали за живностью, помогали домохозяйке маме. Вовка, самый младший, от старших не отставал. Закончив десятилетку, устроился на швейную фабрику учеником слесаря-наладчика. Влившись в коллектив, старался побыстрее настойчиво и пытливо освоить мудреную специальность. Благодаря этим чертам характера он не только стал специалистом в этом деле, но и ухватил премудрости кройки и шитья одежды. Когда же Володя стал горняком, проявились его мужские качества – выносливость и упорство.
Специфика работы шахтостроителя отличается от труда добычников. Шахтер-строитель фактически возводит подземный город. В его деятельность входят: проходка ствола, рудничного двора (все выработки, сопряженные со стволом) штреков, квершлагов, уклонов, настилка рельсовых путей. Все эти капитальные горные выработки крепятся бетоном, металлокрепью и служат на протяжении эксплуатации шахты. Андреев, понимая ответственность своей работы, с характерной для него дотошностью, добивался точности и своевременности выполнения заданий. Это обстоятельство положительно повлияло на его карьерный рост: он стал звеньевым, а затем и бригадиром проходчиков. Умение разбираться в людях помогло ему создать крепкий коллектив надежных работяг. Руководство шахтостроя поручало его бригаде наиболее ответственные участки. За 25 лет безупречного подземного труда Владимир Андреевич заслужил уважение и
почет: награжден орденами «Шахтерская слава» третьей и второй степеней (кавалер трех степеней равносилен Герою социалистического труда). Каждый шахтостроитель гордится тем, что создал: подземные выработки по-своему красивы, идеальны, изящны и пропорциональны. Но доступна эта красота только шахтерам. Не забывал Андреев и свою первую профессию. Однажды его дочка Наташа, будучи курсантом школы МВД, приехала домой на каникулы. Каждой девушке и в форме хочется выглядеть красивой и подтянутой. По ее просьбе папа ушил и подогнал китель по фигуре так, что хоть на конкурс красоты посылай. Его друзья с большим трудом подыскивали одежду для своего очень высокого сына. Владимир выбрал нужную ткань и сшил для парня джинсы. А когда В. Андреев увлекся рыбалкой, начал шить палатки для зимней ловли и для себя, и для всех желающих. В городе его знали как мастера по ремонту швейных машинок.
Увлечения Андреева сменялись одно за другим. Его душе не хватало красоты (причина — горняцкий труд среди металла и серой породы, душевный осадок от потери лучших лет молодости), и он ее искал. Разводил аквариумных экзотических рыбок, причем аквариумы различных емкостей изготавливал сам. Занимался домашним цветоводством: множество зеленых собратьев по-хозяйски располагалось по квартире, радуя, благоухая и создавая благоприятную ауру. Главным увлечением Владимира было садоводство и огородничество. На заветных шести сотках семья Андреевых с энтузиазмом взялась за дело. Хозяин с помощью сына своими руками построил домик из кирпича. За что бы ни брался этот пытливый человек, он погружался в новое занятие целиком. Находил нужную литературу, тщательно изучал интересовавший предмет, вникал во все тонкости. Занимаясь разбивкой и разведением сада, ездил за саженцами в селекционно-опытный питомник Тимирязевский, постиг технику прививок плодовых деревьев и помогал в этом деле соседям. Всё посаженное им, чувствуя заботу и любовь хозяина, успешно росло, радовало плодами. За годы упорного труда земельный участок превратился в благоухающий яблоневый сад элитных сортов.
На ухоженных грядках произрастало всё, что может дать уральская земля. Излишки овощей выносили на городской рынок. Андреевская продукция, пользуясь спросом у земляков, расходилась влёт.
В семьях обычно мужчины помогают женам с заготовками, у Андреевых же было наоборот: зимние заготовки Владимира поражали красочностью, прозрачностью рассолов. Праздничные столы, которые накрывали хлебосольные хозяева, можно определить стихотворными строчками поэта-пародиста А. Иванова: «А стол ломился. Милосердный бог!/Как говорится, всё отдай и мало/Цвели томаты, розовело сало…»
Еще одним занятием в жизни Андреева было обустройство колодцев. Владимир с сыном выкопали на своем участке колодец глубиной одиннадцать метров. Трудились в «две каски»: сын на вертеле, отец опускался вглубь. В этом очень непростом деле присутствуют и экстрим, и опасность. А главное — надо суметь провести вертикальную выработку точно по отвесу, соблюдая необходимое сечение и четко чувствуя состояние
бортов. Выйдя на водяную жилу, Андреевы при помощи самодельной металлической опалубки залили необходимое количество железобетонных колец и обсадили ими колодец. Опускай в зеркало воды глубинный электрический насос и качай водичку. Пошли просьбы-заказы от садоводов, и Владимир Андреевич одолел еще 13 колодцев. Он всегда был безотказным, по первой же просьбе друзей или знакомых оставлял свои заботы, помогал, не жалея себя.
Колодец выкопать коль смог
И до живой воды добраться:
Вот мера жизни и итог –
Суметь, как личность состояться…
Владимир Андреев достиг живительной воды – это дела, которыми он радовал близких и удивлял окружающих людей. Влага оживляет землю, память о добром и удивительном человеке питает нас.
Михаил ИСАЕВ