В библиотечном фонде краеведческого музея хранятся документы, касающиеся спасских казаков, воевавших в годы Гражданской войны на стороне белых.
Спасский редут появился на картах российского пограничья в 1743 году, как один из промежуточных укреплённых населённых пунктов между крепостями Магнитной и Верхнеяицкой. Первыми обывателями этого населённого пункта были пехотные солдаты одного из гарнизонных батальонов, а чуть позже туда стали прибывать исетские казаки из станиц Миасской, Чебаркульской и других. Ограниченный отряд солдат и казаков вёл тогда наблюдение за округой и охранял новую границу России вблизи кочующих племён киргиз-кайсаков.
В мае 1870 года в соответствии с «Положением об общественном управлении в казачьих войсках» были введены основные административные единицы: станица и посёлок. Спасский отряд перешёл в разряд посёлков.
Спасские казаки с честью несли все тяготы военной службы, в мирное время, занимаясь земледелием и скотоводством. Сведения об именитых казаках посёлка собраны активными общественниками Г.В. Алевским, В.В. Головиным, И.Г. Харькиным. Но имена многих ещё предстоит восстановить.
Известно, что на казачьей службе, наряду со своими родными братьями Иваном первым и Иваном вторым, состояла казак-девица Варвара Зайцева. Участниками Первой мировой войны были: Иван Степанович Кузнецов, Иван Кондратьевич Зайцев, Иван Степанович Зайцев (первый председатель сельсовет, погибший от рук белочехов), Николай Семёнович Прокопьев, Иван Афанасьевич Прокопьев, Алексей Филиппович Балдин, Иван Иванович Алтухов, Александр Андреевич Евдоченко и многие другие.
В Спасском посёлке родился и вырос ещё один знаменитый казак, Тимофей Иванович Седельников, депутат Государственной Думы первого созыва. После разгона Думы за либерализм он был лишён казачьего звания на сходе казаков Верхнеуральской станицы.
В 1917 году на общем поселковом сходе казаки и жители постановили возвести посёлок в ранг станицы, тогда же было принято решение о нейтралитете в начинавшейся междоусобице. Вскоре жители станицы, как впрочем, и всей России, разделились на два враждебных лагеря – белых и красных.
По сведениям челябинского журналиста и краеведа Михаила Фонотова, Оренбургское казачье войско «было третьим по численности (533 тысячи) среди всех казачьих войск, из них на действительной службе было почти 28 тысяч. В Гражданской войне на стороне белых воевало 16 тысяч, а на стороне красных – 14 тысяч казаков».
Спасские станичники до июля 1918 года придерживались нейтралитета. Приведу пример. В марте 1918 года, когда в Верхнеуральске после убийства коменданта Гончаренко стихийно вспыхнуло восстание против дутовцев, значительная часть белоказаков ушла под посёлок Сухтелинский во главе с атаманом Дутовым. Восставшие быстро овладели центром 2-го отдела ОКВ. Но уже через день белые, перегруппировав силы, вновь попытались взять город. И кто знает, чья сторона взяла бы верх, ведь сторонники Дутова ждали на помощь казачий отряд из Спасской станицы, который так и не подошёл.
Однако долго оставаться в стороне было невозможно. Жители посёлка уходили кто к красным, кто — к белым, лишь одна треть досыта навоевавшихся в
Германскую, упорно продолжала соблюдать нейтралитет. Но и они были вынуждены определиться, за кого выступить, а кого-то мобилизовали силой.
Сколько казаков из Спасской станицы было в различных красных соединениях, доподлинно не известно. На слуху имена Михаила Алексеевича Прокопьева и Николая Дмитриевича Харькина, служивших в Первой конной армии С.М. Будённого. Иван Владимирович Панов боролся с махновцами, Иван Афанасьевич Прокопьев дрался под командованием краскома Сергея Лазо, Иван Васильевич Вдовцев был ординарцем у самого Григория Котовского, Елена Васильевна Шеметова и Алексей Васильевич Зуев были в отряде красных партизан.
В советское время знание фамилий белых казаков не приветствовалось, в краеведческом музее о них почти нет информации. Однако известны имена и фамилии спасских казаков, воевавших в стане белых. 12 июля 1918 года в Спасской станице была сформирована отдельная полусотня, которую возглавил Иван Петрович Зуев, войсковой старшина из Верхнеуральской станицы. В полусотне числились: хорунжий Фёдор Степанович Серёдкин, подхорунжие — Василий Порфирьевич Кротков, Николай Семёнович Тюменцев, Александр Андреевич Евдоченко, вахмистр Степан Андреевич Синицких, казаки — Павел Дмитриевич Капырин, Иван Андреевич Ганенков, Иван Григорьевич Чернов, Григорий Иванович Согрин, Андрей Иванович Горбунов.
В первых числах августа 1918 года в окрестностях станицы спасские казаки встретили сотню Николая Енборисова, который ещё пару дней назад был начальником штаба у Ивана Каширина. Станичники подозрительно отнеслись к прибывшим и решили их немедленно разоружить. Скорее всего, это произошло у одного из родников, так как в советские годы об этом эпизоде Гражданской войны ещё долго вспоминали пожилые жители Спасского. Хотя А.В. Апрелков и Р.А. Мухамедьянов писали, что сотню Енборисова лишили оружия в станице.
В 1993 году в нескольких номерах газеты «Красный уралец» выходит статья Гавриила Алевского «Сквозь глубину веков», в которой, ссылаясь на воспоминания М.И. Шумилина, которому в 1918 году было 11 лет, он пишет: «…Енборисов – начальник штаба изменил каширинцам и, надеясь на поддержку спасской станицы, с сотней казаков направился туда. Наши казаки-бородачи встретили отряд за Лагерной горой и, сопроводив его во двор Горбунова (где бывший молокозавод), обезоружили отряд. Тогда же при оказании сопротивления сам Енборисов напоролся на пику Егора Макшакова, а казак Лыгин Петруха двумя выстрелами добил его. Отряд был распущен по домам».
Алексей Васильевич Апрелков описывает этот эпизод так: «…Спасские казаки встретили отряд за лагерной горой, сопроводили его в посёлок и расположили во дворе с высоким забором ещё недостроенного дома Горбенева. Дом стоял там, где сейчас располагается сырзавод. Утром Михаил Завьялов сводил Енборисова позавтракать, а затем привёл к атаману в Дом совета. Атаманом в то время был Гавря (Гавриил) Караулов. А в охране стоял казак Лыгин Пётр Фёдорович. Через некоторое время Енборисов вышел от атамана и ускоренным шагом направился к своему отряду, где стояла тачанка с пулемётом. Кони были выпряжены. Не прошёл он и ста метров, как раздался выстрел. Енборисов побежал. Лыгин вторично выстрелил… В охране же ещё стоял Макшаков Егор, он и заколол Енборисова пикой».
Это свидетельство подтверждает предположение, что отряд Енборисова был разоружён ещё до въезда в станицу.
В 2003 году в одной из своих публикаций, посвящённых юбилею посёлка, Василий Головин цитирует рассказ Александра Александровича Лебедева, который в годы междоусобицы был совсем молодым: «25 июля 1919 года в станицу вошли белые, которые принудили наших казаков пойти с ними. Отправились на гружёных подводах в сторону Кирсы. Но по пути появилась возможность бежать от белых, что и было сделано. Ушли на Маяк, где переждали трое суток. Но на рассвете началась сильнейшая стрельба, и нас с Маяка понужнули. Мы поотрезали гужи и ускакали в посёлок. Вечером часов в 11 вошли красные…»
А вот как эти события описывал Гавриил Васильевич Алевский: «25 июля 1919 года Спасская станица освобождается от белочехов и дутовцев». А.А. Лебедев вспоминал: «Неожиданно в станице появились солдаты, в новейшем зелёном обмундировании. Сами они были ещё мальчишки, прибыли из Сибири, с иностранным оружием. В пулемёт вставлялась не лента, как у наших, а обойма с 25 патронами. Беляки забрали поголовно всех мужиков. Нас пацанов тоже принудили…»
Жительница посёлка Евдокиия Шеметова тоже рассказывала об этом: «За день-два до освобождения посёлка в Спасск вошли белые. Это были молодые безусые казаки из Сибири. Одетые в новое обмундирование, на ногах их были добротные английские ботинки. На платках сибиряков были вышиты имена их девушек: «Шура, Маня…». Шеметова видела, как целый день на спасском погосте белые копали братскую могилу, а затем хоронили туда своих товарищей, видимо погибших под Верхнеуральском.
Разными были судьбы казаков, тяжёлыми и драматичными. Кто-то навсегда сгинул в Гражданскую, другие закончили свой путь на чужбине – в Китае, как зажиточный казак Егор Плотников, третьи были раскулачены или репрессированы в тридцатые годы прошлого века, а иные успели повоевать в Великую Отечественную.
P.S. Обращаемся к жителям района с просьбой: если у вас есть сведения о родственниках, участниках Гражданской войны, поделитесь ими с краеведческим музеем.
Артём ФУРЦЕВ, экскурсовод музея