30 октября День памяти жертв политических репрессий. С 2009 года к этому дню выходит по одному тому Книги памяти жертв политических репрессий жителей города Магнитогорска и 11 сельских районов юга Челябинской области. 2021 год не стал исключением.
За последние годы много сказано и не мало написано. Но проблема сохранения исторической памяти не решена и не решается. Возникает вопрос, а что нас ждет?
Размышляя о причинах падения интереса к трагическим страницам нашей истории, однозначного ответа не нахожу. Трагично не столько то, что общество не интересует прошлое страны, а то, что люди становятся равнодушными к своей собственной истории. Корни рода, родословную не знать нельзя.
Закономерный вопрос: кто виноват? Да сами и виноваты.
Не могу не привести цитату из романа Анатолия Иванова «Вечный зов», который в начале 70-х годов предсказал в абсолютной точности будущее нашей страны: «…Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и, в конце концов, превратится в стадо скотов… эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия о гибели самого непокорного на земле народа, об окончательном, необратимом угасании его самосознания».
13 томов Книги памяти — это не только поименный список раскулаченных, осужденных и расстрелянных, это и пострадавшие: жены и дети, все те, кто находился на их иждивении, кто остался без средств и вынужден был влачить нищенское существование, для кого советская власть уготовила «все по остаточному принципу и в последнюю очередь».
В каждом томе отдельная глава посвящена времени, в котором жили и выживали наши с вами предки. Город Магнитогорск и села Верхнеуральского района тесно взаимосвязаны. В Магнитогорске проживают уроженцы Верхнеуральского района, что и является фактом единого исторического процесса — репрессий, охвативших наших предков. По многим фальсифицированным делам расстреляны или пошли по этапу сотни жителей района.
Уже более десяти лет восстанавливаю имена репрессированных верхнеуральцев и жителей района. Казалось бы, восстановлены все! Но не все так просто. При изучении какого-либо дела «всплывают» фамилии, сверяю с базой данных, а их нет! «Копая» дальше, устанавливаю других. При изучении уголовного дела бывших сотрудников Верхнеуральского РО НКВД 1939-1941 годов, которые называют фамилии людей, в отношении которых фальсифицированы дела, выяснилось, что таких фамилий в архиве пока нет. И тем не менее, я их заношу в скорбный список Книги памяти. Расследовано множество групповых уголовных дел, по которым одни были осуждены, другие расстреляны, а объединяет их то, что семьи репрессированных были обречены жить с «волчьим билетом» ЧСИР (член семьи изменника родины).
21 декабря 1937 года арестованы десять жителей города Верхнеуральска, на шестой день, 27 декабря, тройка УНКВД по Челябинской области заочно приговорила всех к высшей мере наказания, и ровно через месяц приговор приведен в исполнение: Арзамасцев Яков Григорьевич, Баберин (Бабердин) Георгий Александрович, Бекасов Александр Иванович, Валинский Николай Александрович, Кечин Тимофей Федорович, Кожанов Николай Васильевич, Кулаков Михаил Иванович, Никифоров Федор Алексеевич, Сикерин Петр Иванович, Томазов Федор Никитович.
23 октября 1937 года для 21 семьи из поселка Карагайского стало трагическим днем. Главы семейств были арестованы, через 11 дней вынесен приговор. Для девяти — высшая мера наказания, остальные пошли по этапу на долгие десять лет. Газета «Красный уралец» обращалась и обращается к трагическим страницам истории района. И очень бы хотелось, чтобы это было не единичными акциями памяти, а регулярно.
Об этих трагических позорных страницах нашей истории надо знать и помнить, из них следует извлекать уроки, чтобы это не повторилось.
Геннадий ВАСИЛЬЕВ, историк-краевед
К фото
Нехамкин Яков Иосифович. Фото 1936-1937 годов. Имел незаконченное высшее образование (институт Востоковедения). До ареста работал учителем русского языка и литературы в Верхнеуральской неполной средней школе. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Срок отбывал в Каргапольлаге. Умер 27 октября 1944 года. Причина смерти и место захоронения неизвестны.
Справка «КУ»
На Южный Урал Яков Нехамкин приехал строить Магнитку, ради чего даже бросил учебу в институте. Магнитогорский горком партии направил его редактором многотиражки в подшефный совхоз Петропавловский, где издавалась газета «Совхозная правда». Очень грамотный, эрудированный, умевший налаживать взаимоотношения с людьми и поддержать любую беседу, Яков Иосифович был авторитетом для рабочих совхоза.
В 1937 году ему предложили пост редактора районной газеты. Он пытался отказаться, понимая, что вряд ли ему дадут плодотворно работать. До него в течение 1937 года были арестованы три редактора. Его опасения были не напрасны.
В середине 20-х годов Яков навестил отца, который выехал в Америку. Там он сблизился с революционно настроенной молодежью, начал бурную деятельность и через полтора года был арестован. От суда его спас советский паспорт, Нехамкину предложили немедленно покинуть Штаты. В советскую Россию он вернулся нелегально.
Этот факт биографии вновь назначенного редактора стал известен коллективу редакции. Нашлись «бдительные» коллеги, донесли, куда следует.
Якова Иосифовича исключили из партии, сняли с работы, а потом арестовали. Его осудили по статье 58, пункт 6 (шпионаж) к десяти годам лагерей, из которых он выдержал только пять.
По материалам книги «Столетнее право на слово»