Сегодня началась новая учебная история, которая у многих вызывает волнение и даже некоторую тревогу.
В новом учебном году школьная жизнь изменится. И уже 1 сентября можно увидеть нововведения. Чтобы неизвестность не пугала, мы обратились к начальнику управления образования администрации района Наталье Урцевой и попросили прокомментировать самые обсуждаемые новшества, которые коснутся и учителей, и детей, и родителей.
– Наталья Леонидовна, родителей волнует содержание образования: чему будут учить наших детей в школе и как? Можно ли говорить, что то, что сейчас происходит, это возврат к советской школе?
– В советской школе было много плюсов. Но были и минусы. Я сама заканчивала советскую школу, знаю. Дело не в том, как назвать систему, – советской или как-то по-другому. Важны общие принципы, заложенные в систему образования. Так получилось, что принципы именно советской системы образования позволили добиться качественного уровня и в образовании, и в воспитании. В чем их суть? В систематизации знаний у школьников. Дети осваивали на хорошем уровне математику, физику, гуманитарные предметы. Программы были разработаны лучшими учеными, педагогами, методистами. Было сформулировано главное – содержание школьных предметов, то, чему учить. Была выстроена логика изучения тем. Это гарантировало единое образовательное пространство. Как известно, в 2021 году утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного образования. В прошлом учебном году мы стали по ним работать. Обновленные ФГОС нацелены на более детальное изучение каждого предмета, а также на гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Не может не волновать и качество учебников. В этом учебном году мы получим новые учебники по истории и обществознанию для 10-11 классов, которые исключают искаженное истолкование событий в истории страны. Это говорит о том, что приоритетом в системе образования становится качественное историческое образование. Изменилось отношение к воспитанию в школах. Создаются центры военно-патриотического воспитания. Ширится движение детей и молодежи. Зародилось движение «Орлята», объединяющее детей начальной школы. Популярным становится среди школьников района волонтерское движение. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» – это один из элементов стратегии развития системы воспитания и формирования личности. Мы поняли, что не хватает неформального общения школьников между собой, с учителем. Если мы не будем с ребятами обсуждать важные жизненные вопросы (что в мире происходит, в том числе вопрос специальной военной операции), эти вопросы будут обсуждать другие.
– Как обстоят дела с дополнительным образованием?
– Охват дополнительным образованием детей от 6 до 18 лет у нас составляет около 70 %, важно, чтобы дети были не просто заняты чем-то увлекательным, но и полезным, получали дополнительные знания. К концу этого года в каждой школе будут действовать спортивный клуб и школьный театр. За последние два года мы открыли 213 новых мест дополнительного образования в четырех школах. Большое внимание в районе уделяется привлечению детей к спорту. С начала действия программы по ремонту спортзалов отремонтированы 10 спортивных залов школ, в четырех установлены плоскостные сооружения для занятий спортом, в четырех школах действуют хоккейные коробки. Новым вызовом стали информационные технологии, которые серьезно влияют на нашу жизнь.
– А что вы понимаете под «информационными технологиями»?
– Информационные технологии – это не столько техника и гаджеты, сколько социальные сети, коммуникации. Социальные сети устроены таким образом, что, если ребенок попадает туда, ему сложно выйти из них. Огромные команды психологов работают над созданием социальных сетей, это большой бизнес. Чем дольше находится человек в этой среде, тем больше компании зарабатывают. Теперь – хорошо это или плохо? Для школьников младшего школьного возраста, дошколят, на мой взгляд, точно нехорошо. Потому что ведущая деятельность для дошкольника – это игровая деятельность со сверстниками, живое общение. Большое внимание будет уделено совершенствованию системы дополнительного образования в детских садах (секций, творческих объединений и т.д.).
– Что предпринимается на уровне государства, чтобы снизить риски вовлечения школьников в социальные сети?
– Создаем среду, в которой могут после уроков общаться школьники, в которой нет деструктивной информации. Это информационно-коммуникационная платформа «Сферум». Она активно осваивается школами, потому что дает ребятам возможность общаться, проводить видеоконференции – это плюс. Здесь происходит общение, а не вовлечение.
– Что предоставляется педагогам для улучшения преподавания и снижения бюрократической нагрузки?
– Разработана государственная информационная система «Моя школа». Этот электронный образовательный ресурс позволит педагогу разнообразить форму занятий и быть в курсе изменений в документах стратегического планирования. На сайте Института стратегии развития образования педагог имеет возможность автоматически составить рабочую программу, тем самым минимизируя время на подготовку методической документации. Благодаря участию района в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» за последние три года 12 наших школ получили новейшее мультимедийное, презентационное оборудование и программное обеспечение. Мы прекрасно понимаем, что ничто не заменит живого общения учителя с учеником, поэтому оборудование и программы – только в помощь учителю, а ни в коем случае не замена «живого» урока.
– В советской системе образования была сильно развита профессиональная ориентация. Например, в Верхнеуральске функционировал учебно-производственный центр, на базе которого наши школьники получали водительские удостоверения трактористов и других специальностей. Как теперь обстоит дело с профориентационной работой?
– В начальной школе мы делаем упор на систему дополнительного образования, поддерживая интересы школьников в той или иной области – спорт, культура – за счет объединений, секций. Формируем интерес, мотивацию, развиваем таланты. Необходимо усилить это направление на старшей ступени образования. В 2023-2024 учебном году 3 школы района (МОУ «СОШ №1 Верхнеуральска», МОУ «Межозерная СОШ», МОУ «Смеловская СОШ») планируют принять участие в проекте «Код будущего». Эти курсы для школьников, которые организует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, – отличная возможность изучить современные языки программирования. В течение учебного года 45 обучающихся под руководством школьных учителей информатики будут бесплатно получать навыки IT-направления.
Реализуется большой проект «Билет в будущее», в котором участвует 395 обучающихся из 9 школ. Любой ребенок, записавшийся на участие в «Билет в будущее», получает возможность пройти расширенное тестирование по профориентации с учетом личных особенностей. Детям предоставляется возможность познакомиться с собственными сильными сторонами, наметить векторы для собственного развития в дальнейшем. Выбор профессии станет осознанным делом.
С первого сентября 2023 года во всех школах района с 6 по 11 классы начнет реализовываться единая модель профориентации – профориентационный минимум. Во внеурочной деятельности появится курс занятий «Россия – мои горизонты». Занятия предлагается проводить еженедельно в четверг.
Уже с 1 сентября у школьников могут появиться новые обязанности. Из законодательства убирается запрет привлекать к труду несовершеннолетних без согласия родителей. Принятый закон обязывает школьников участвовать в общественно-полезном труде. В том числе – поддерживать чистоту и порядок в здании школы и на пришкольной территории.
– Все ли наши образовательные организации готовы к началу учебного года?
– Безусловно. Учебники получены, педагоги отдохнули, здания школ и садов подготовлены. Особое внимание уделяем комплексной безопасности наших учреждений. Благодаря районному финансированию все наши школы и крупные сады оборудованы системами видеонаблюдения, все образовательные организации имеют кнопки экстренного вызова сотрудников Росгвардии, в части школ установлены турникеты, четыре самые большие по численности организации охраняются сотрудниками частных охранных предприятий. Все образовательные организации соответствуют требованиям пожарной безопасности. Район наш большой, более 600 учащихся находятся на подвозе. Кроме школьников, мы организовали подвоз около 40 дошколят в детские сады из населенных пунктов, где нет дошкольных образовательных организаций. Всего в перевозке детей задействован 31 школьный автобус, оборудованный в соответствии с правилами организованной перевозки групп детей. Ежегодно много ремонтируем. Так, в этом году из крупных ремонтов – ремонт спортивного зала Сурменевской школы, капитальный ремонт системы отопления городского детского сада «Колокольчик», замена оконных блоков в первой городской и Карагайской школах, капитальный ремонт теплотрассы Урлядинской школы. До конца года в Спасской школе будет проведен ремонт спортивного зала и заменены все старые оконные блоки, в первой городской школе отремонтируем кровлю. Мы очень рады, что район на строительстве нового здания второй городской школы район не остановился, сегодня идет реконструкция Петропавловской школы, которая по комфортности и оснащению не будет уступать нашей новой городской школе. Благодаря финансированию района мы смогли подготовить проектно-сметную документацию и получить положительное заключение госэкспертизы на капитальные ремонты Кирсинской, Краснинской и Сухтелинской школ, частичный ремонт Карагайской школы. Все эти школы участвуют в разных программах по капитальному ремонту образовательных организаций в 2024 – 2026 годах: документы сданы, ждем решения области. Еще хотелось бы отметить, что наш район, насколько я знаю, единственный в области, где организовано бесплатное горячее питание всех школьников с 1 по 11 класс за счет районного бюджета. Это было сделано еще до принятия решения на федеральном уровне о бесплатном питании детей начального звена.
– Какими событиями в связи с Годом педагога и наставника отметился наш район?
– Конечно, мы не остались в стороне. В начале года прошли профессиональные муниципальные конкурсы, победители которых приняли участие в областных конкурсах педагогического мастерства «Учитель года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям». Все представители нашего района достойно выступили на областных этапах. Отличный результат показала логопед МДОУ д/с «Солнышко» поселка Межозерный Елена Геннадьевна Карлова, которая вошла в десятку призеров конкурса «Воспитатель года». Под эгидой Года педагога и наставника провели несколько районных семинаров. По инициативе наших молодых сотрудников силами педагогов в феврале был подготовлен благотворительный концерт с целью сбора средств для детей ДНР и ЛНР. Концерт собрал полный зал Дома культуры. Участие приняли педагоги и сотрудники практически всех школ и части садов нашего района. Этот концерт показал, насколько талантливы и активны наши педагоги, с каким желанием и задором они занимаются любимым делом.
Действительно, главная наша сила – это люди. Профессионалы с активной жизненной позицией. Хотелось бы отметить педагога Смеловской школы Елену Викторовну Максименко, которая активно делится своим опытом, курирует на уровне района проект «Код будущего». Больших успехов в направлении патриотического воспитания добился педагог первой городской школы Радик Альбертович Мифтахов.
Очень ответственна и нелегка в наше время административная работа. Все наши руководители образовательных организаций справляются с задачами, которые ставятся перед ними на всех уровнях. Марина Николаевна Трясцина только год назад пришла на должность директора первой городской школы, мы уже видим положительные изменения в деятельности образовательной организации. Директор Петропавловской школы Светлана Александровна Бекмухометова – активный, трудоспособный руководитель, на плечи которой теперь легли еще и заботы по реконструкции школы. Дружный работоспособный коллектив смогла сплотить заведующая детским садом «Солнышко» поселка Межозерный Любовь Сергеевна Якивчук. Хочется отметить нашего самого молодого руководителя городского детского сада «Березка» Екатерину Александровну Голощапову, которая, несмотря на возраст, показывает хорошие результаты.
Очень приятно, что наши ветераны продолжают помогать школам. Активны ветераны педагогического труда Карагайской школы Людмила Вячеславовна Астахова, Антонина Александровна Шипилова, второй городской школы Ирина Георгиевна Савинова и Людмила Леонидовна Антипова. Всех перечислить просто невозможно. Мы благодарны всем ветеранам, внимательно прислушиваемся к их советам, с радостью принимаем их помощь.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить глав поселений, с которыми мы активно сотрудничаем. Никогда не отказывают в помощи садам и школам С.М. Ткачев, А.С. Слободянюк, Ю.Н. Моисеев, И.М. Машкин и В.А Хакимьянов.
– С какими словами вы хотели бы обратиться к педагогам, родителям накануне нового учебного года?
– Начало учебного года-праздник близкий и понятный людям всех возрастов. Пусть новый учебный год станет для нас и для каждого воспитанника и школьника увлекательным, интересным, принесет новые знания, открытия и новых друзей. Успехов всем нам и взаимопонимания! Мы всегда открыты к диалогу и готовы к конструктивному разговору.
СПРАВКА: В системе образования Верхнеуральского муниципального района функционирует 48 образовательных организаций – юридических лиц: 17 школ, в которых обучается более четырех тысяч школьников, 29 детских садов, которые посещают около полутора тысяч воспитанников, 2 учреждения дополнительного образования. В образовательных организациях занято около 1200 сотрудников, более половины которых – педагоги.