Талантливый советский художник Василий Андреевич Неясов прожил в искусстве большую жизнь, кипучую и яркую, находясь в непрерывном творческом поиске.
14 июля исполнилось 95 лет со дня его рождения. Детство и юность Василия Неясова прошли в Саранске. Поначалу мальчик занимался в студии художников Мордовии, затем учился в Саранской детской художественной школе. В довоенном Саранске художественная жизнь била ключом. Здесь жили и работали прекрасные педагоги изобразительного искусства: Н.Н. Сулейманов, М.В. Левитина, Б.П. Ермилов, А.К. Маскинский ну и, конечно, центральной фигурой в художественной жизни мордовской республики той поры был национальный талант – Ф.В. Сычков, ученик самого Ильи Ефимовича Репина.
С началом Великой Отечественной войны занятия в художественной школе продолжались. Здесь появились новые педагоги, эвакуированные из Москвы и Ленинграда. Директором школы стала ленинградская художница Е.В. Байкова, а живописец-жанрист М.А. Фейгин частенько и сам садился в студии писать вместе с учениками.
В 1943 году, окончив с отличием художественную школу, Неясов выучился на помощника машиниста паровоза. По профессии работал до окончания войны, хорошо помогая финансово своей семье. Затем юноша учился в Московском художественном училище, но, не окончив его из-за тяжелого материального положения и состояния здоровья, возвратился на родину. Он много рисовал с натуры, писал этюды, участвовал во всевозможных выставках.
В 1951 году двадцатипятилетний художник переехал в Челябинск, начались самые плодотворные годы его творчества. Он внимательно и увлечённо осваивает Уральский край. В поездках по городам горнозаводской зоны (Сатка, Златоуст, Аша, Миньяр, Кыштым) Неясов знакомился с людьми, их жизнью, всматривался в природу, исследовал прошлое уральского региона. Его воображение захватили революционные события в Златоусте, партизанский рейд по тылам белых под командованием В.К. Блюхера и братьев Кашириных в 1918 году. Так постепенно складывались замыслы будущих картин. На Урале Неясов стал искусным мастером воплощения в живописи производственной и военной тематики, но за этим стоит громадная каждодневная работа.
В 1954 году живописец делает первые этюды и композиционные наброски к будущим крупным историческим полотнам, посвящённым героям Гражданской войны. Художник осуществил ряд поездок в места, где происходили важные события Гражданской войны на Южном Урале (в том числе в Белорецк и Верхнеуральск). Большое количество эскизов композиционных вариантов картины «По тылам белых» свидетельствует, что за ними стоял поистине титанический труд автора. Василий Андреевич изучил множество документов времён Гражданской войны и прошёл путь уральских партизан, вживаясь в пейзаж, встречаясь и беседуя с ещё живыми в то время очевидцами – красными партизанами.
Десять лет мастер работал над большим полотном «По тылам белых». В результате получилось два варианта картины: один хранится в Верхнеуральском краеведческом музее, второй – в Челябинском государственном музее искусств.
С начала 70-х годов XX века художник продолжает работать в батальном жанре. Шесть лет (с 1970 по 1975 годы) Василий Андреевич работал над созданием диорамы «Бой на горе Извоз». Ни в одном из пятидесяти районных музеев Челябинской области диорам такого масштаба больше нет. Работая над этим грандиозным художественным холстом, В.А. Неясов изучил множество исторических документов, фотографий, узнал много достоверных фактов того времени.
Предыстория работы такова. Директор краеведческого музея Михаил Зайцев рассказывал следующее: «Непосредственные участники тех боёв, красные партизаны… обратились в районный комитет партии и райисполком с просьбой увековечить подвиг южноуральцев на горе Извоз, создать художественное полотно, отражающее момент боя, участие в нём братьев Кашириных. Через некоторое время за эту работу смог взяться челябинский живописец В.А. Неясов».
Размеры диорамы позволили автору отобразить общую картину сражения, показать её размах, передать накал боя и его особую жестокость. Многие участники битвы изображены Неясовым в динамике, что передает ритм и энергию боя.
Натуральный (предметный) план диорамы создавался В.А. Неясовым совместно с челябинскими художниками Ю.И. Даниловым и Я.З. Корсунским. Он представляет собой рельефный макет местности, площадью чуть больше 14 квадратных метров, который придаёт картине достоверность и объёмность. В формировании предметного плана использовались как подлинные, так и бутафорские вещи.
Многие туристы, посещая музей на улице Луначарского, восхищаются великолепными работами Неясова — диорамой, картиной «По тылам белых», портретами героев Гражданской войны. Один из гостей музея, приехавший из Санкт-Петербурга, внимательно осмотрев и оценив картины челябинского художника, на полном серьёзе заявил: «С этими картинами ваш музей может выставляться даже в Русском музее».
Летом прошлого года краеведческий музей посетили два челябинских фотографа, которые в разных ракурсах сфотографировали диораму и картину «По тылам белых», пояснив, что они работают над фотокаталогом многочисленных работ этого крупного мастера. По окончании фотосъёмки челябинские гости передали в подарок музею от Ольги Васильевны Гладышевой, дочери художника, книгу об её отце.
Артём ФУРЦЕВ