Записки туриста. Завершить описание пребывания в Абхазии хочется рассказом о храмах, которые удалось посетить.

Храм святого Ипатия в Старой Гагре мы увидели совершенно случайно. Гуляя по вечернему городу, мы дошли до Приморского парка. Возвращаясь обратно, у высокой стены, сложенной из блоков приличных размеров, заметили аншлаг с надписью о том, что это остатки древней крепости Абаата. Кем и когда она построена, историкам доподлинно не известно. Разные источники датируют это событие от II до XI веков и приписывают его то римлянам, то абазгам. Потом там были генуэзцы, турки, стояли русские войска. Крепость, пережившую многие военные сражения, разрушили по приказу мецената и созидателя современного облика Гагры принца Ольденбургского.

Впечатлившись прочитанным, свернули в открытые воротца крепости. Понять, что перед нами храм, смогли по объявлению: «Все требы для малоимущих проводятся бесплатно». Однако в храм удалось попасть только на следующий день.

Не смотря на то, что в первозданном виде Абаата не сохранилась, храм, расположенный на территории крепости, остался нетронутым. Ему оказались нипочем многочисленные сражения, смена хозяев крепости и то, как после Крымской войны, вернувшиеся в гарнизон русские военные превратили его в пороховой погреб. К небольшому каменному строению ведет живописная кипарисовая аллея. Пройдя по мощеной известняковыми плитами дорожке, мы оказываемся у входа в средневековый храм, над которым изображен Мальтийский Крест. Привычных для нас куполов нет. Стены выложены из отесанных известняковых блоков разной величины. Внутри высоко и скромно. Три продолговатых зала небольшие, северный – еще короче двух других. Но груз веков чувствуешь реально, когда представишь, что эти стены слышали молитвы первых христиан. Еще говорят, что под храмом есть подземелье, где спрятаны несметные сокровища.

Новоафонский монастырь

В Новый Афон мы отправились на маршрутке. Золотые купола храмов монастыря видны издалека. Храмов шесть: Пантелеимоновский собор, надвратный храм Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница». Бульвар, ведущий от морского причала до монастыря, назван Царской аллеей. Он мощен камнем, который за долгие годы отшлифован подошвами паломников и туристов до блеска и обрамлен кипарисами, платанами, эвкалиптами и лавками с традиционными абхазскими товарами и сувенирами. Так как обитель раскинулась в горах, то путь к ней крут и весьма не легок.

История основания Новоафонского монастыря уходит корнями к Старому Афону в Греции, где с XI века возвышается Пантелеимоновский монастырь, традиционно считающийся русским. В 1874 году над монастырем нависла

угроза закрытия. В то время греческое духовенство задалось целью получить полное владычество над Старым Афоном, поэтому присутствие русских монахов было нежелательным. Настоятель Макарий был вынужден искать защиты у России. Архимандрит попросил Александра III выделить участок земли у Чёрного моря под строительство новой обители. В 1874 году по распоряжению правительства и лично императора Пантелеимоновскому монастырю выделили 327 десятин земли на Новом Афоне, солидную сумму денег и право на ловлю рыбы из реки Псыртсхи. Так зародился Новоафонский монастырь, а к открытию он был готов в 1900 году. С тех пор сюда едут паломники. Говорят, среди гостей монастыря числится и император Александр III, прибывший вместе с членами семьи и подаривший куранты, которые были водружены на колокольню. Об этом визите напоминает часовня, построенная на месте встречи императора и настоятеля.

Монастырские корпуса образуют четырёхугольник. В его центре возвышается Пантелеимоновский собор. Это самое значительное сооружение комплекса. На входе паломникам, чья одежда не соответствует церковным канонам, служители выдают запашные юбки, независимо от пола туристов, а женщинам еще и косынки, если таковых не имеется. Внутри сразу бросаются в глаза скамьи, непривычные для нас, и роспись стен, выполненная, опять же в непривычных темных тонах. Когда-то ее выполняли палехские мастера. Она была шикарной, но за долгие годы без реставраций пришла в ужасное состояние. От этого и постоянно прибывающих групп туристов ощущение благолепия на душе незаметно прошло. Оглядевшись в монастырском дворе, замечаем, что штукатурка на стенах зданий тоже местами обсыпалась, а многие монашьи кельи зияют выбитыми стеклами. С грустью возвращаемся вниз. Парковая зона, с каналами, цветущими олеандрами, лебедями, белыми и черными, африканскими страусами, отвлекла от раздумий. Лавка с газировкой, где сироп всяких видов налит в стеклянные конусы-дозаторы, как в советском детстве, окончательно вернуло настроение на место. К тому же попалась на глаза старая гостиница, в которой начался капитальный ремонт. А это значит, что жители Абхазии начинают думать о будущем. И это вселяет надежду, что и до широко известного не только в России Новоафонского монастыря тоже дойдут руки.

Собор Андрея Первозванного в Пицунде

Дорога в Пицунду отнимает совсем не много времени. Может быть, потому что за окнами маршрутки постоянно меняются виды: то море, то какие-то поселения, то полуразрушенные древние стены (как узнали, еще древнеримские).

От площади, куда прибывают автобусы, дорога одним концом упирается в турникет, через который можно попасть на набережную, а другим – в ворота крепостной стены, за которой возвышается величественный храм. В IV веке н.э. на территории крепости, сооружённой римлянами двумя столетиями ранее, был построен древнехристианский храм-базилика.

В VI веке в крепости на месте уже обветшавшего храма был возведен новый величественный храм. В 541 году н.э. в нём находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Новый купольный храм, сооружённый в эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X веках из кирпича, является крупнейшим раннесредневековым храмом Абхазии. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Толщина его наружных стен, выполненных из камня и кирпича, достигает полутора метров.

Вокруг собора сохранились еще несколько архитектурных сооружений: руины древней колокольни (сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы), боковые стены раннего храма постройки II столетия. Есть еще древний дольмен, привезенный откуда-то с гор в качестве музейного экспоната и церковная лавка, в которой в прежние времена можно было набрать свежей воды, поступающей сюда с гор по глиняному водоводу.

Внутреннее убранство храма, конечно, уже не то, что было, но на удивительной красоты фрески XII-XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа, посмотреть стоит, чтобы в полной мере оценить былое величие культового сооружения. В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Как раз шла подготовка к очередному международному конкурсу органистов. Двое исполнителей из Пицунды усиленно репетировали, так что нам посчастливилось вживую услышать удивительные мелодии, исполняемые на этом могучем музыкальном инструменте. Говорят, его привезли из Германии в 1975 году. Он состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн, а храм сегодня используется как органный зал. Рядом с ним есть небольшая, красивая, уютная действующая часовня. Вокруг цветут деревца каркаде и лежат набольшие арбузики. Во время Великой Отечественной войны в трапезной собора размещался госпиталь. И до сих пор там находится больница. Еще на территории заповедника мы посмотрели на кактусы с ягодами (из них, наверное, текилу делают), прицеливались сквозь бойницы в крепостной стене.

Возвратившись домой, всем знакомым и друзьям рекомендовали для посещения этот удивительный край!

Виктор БОГАНОВСКИЙ