Южноуральцы (стороны исполнительного производства, физические и юридические лица), могут без ожиданий и очередей следить за ходом исполнительного производства и участвовать в нем на Едином портале государственных (муниципальных) услуг. Разработчиками сервиса выступили Федеральная служба судебных приставов и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Электронные повестки от судебных приставов и сведения о задолженностях в личный кабинет пользователя направляются с помощью сервиса «Госпочта». Следует подчеркнуть, что для получения данной корреспонденции необходимо выразить согласие в настройках профиля пользователя. На сегодняшний день число отправленных электронных документов от судебных приставов Челябинской области приближается к пяти миллионам, общее количество направленных уведомлений от ФССП России на сегодняшний день превысило 109 миллионов.
Но стороны исполнительного производства могут не только получать уведомления на ЕПГУ, но и в электронном виде подать должностному лицу ФССП России заявления, ходатайства, объяснения, отводы, жалобы в порядке подчиненности по исполнительному производству. Услуга включает в себя порядка 30 типовых обращений по различным жизненным ситуациям. На рассмотрение в УФССП России по Челябинской области через этот раздел сайта Госуслуг поступило около 47 тысяч обращений, общее количество по России составило более 1,9 миллиона.
Самым скоростным и одним из самых популярных на портале Госуслуг продолжает оставаться сервис, позволяющий должникам и взыскателям в онлайн-режиме получить сведения о ходе исполнительного производства. Более 75% запросов исполняется менее чем за 3 секунды. С помощью сервиса можно узнать информацию о принятых судебным приставом мерах, в том числе ограничений, например, права выезда за пределы страны или совершения регистрационных действий в отношении транспортных средств.
В течение шести месяцев 2021 года судебные приставы Челябинской области ответили на 25,9 тысяч подобных запросов, что более чем в шесть раз превышает результат аналогичного периода 2020 года – 4027.
В чём же заключается проблема неисполнения судебных решений, которая существует в Свердловской области практически с самого образования ФССП России. Да, за это время многое произошло – существенно изменилось законодательство, в том числе регламентирующее деятельность судебных приставов-исполнителей; в Законодательном Собрании Свердловской области активно обсуждалась возможность введения института частных судебных приставов; был период, когда в течение нескольких лет в Свердловской области ежегодно менялся Главный судебный пристав. Проблема неисполнения судебных решений постоянно освещалась в ежегодных докладах Уполномоченного, этой теме был посвящён один из специальных докладов Уполномоченного. К сожалению, всё это не изменило ситуацию, которая обострялась из года в год и превратилась в серьёзную проблему, актуальность которой не ослабевает уже на протяжении длительного времени. И если нам удаётся сегодня оперативно рассматривать обращения, то это благодаря стилю нынешнего руководителя службы судебных приставов по Свердловской области В. И. Осьмака. Стиль его работы – ручное управление. У него оперативный доступ к электронной информационной системе исполнительных производств, и в любой момент он может проконтролировать по любому должнику или взыскателю ход принудительного исполнения судебных актов. Но даже при большом желании этого руководителя не всегда удается исполнить судебное решение.