Три золотых медали за хлебную продукцию получил на недавней областной выставке-ярмарке «АГРО-2017» верхнеуральский предприниматель Алексей Оганян.
Отмечены там были все выставленные им сорта хлеба: ржаного бородинского, «Бокато», первого сорта.
– С чего начинался ваш бизнес? – поинтересовались мы у Алексея Владимировича.
– По специальности я далек от хлебного производства. Был телемастером, молол зерно на «Пионере» и развозил муку по пекарням. Видел, как выпекается хлеб. Заинтересовался. Появилось желание самому заняться выпечкой. Приступил к этому где-то в конце 90-х.
Наработок никаких не было. Поначалу шел один брак. Чтобы не подводить поставщиков, ездил к конкурентам, покупал хлеб и развозил по более дешевой цене по магазинам. После технолог одного из них показала наглядно, что и как нужно делать. Освоили.
Поначалу арендовал помещение столовой бывшего МПМК. Потом купил небольшой – сорок квадратных метров – домик на Энгельса (сейчас там магазин «Золушка»). Стал строить нынешнюю свою пекарню.
– Как с ассортиментом?
– В первых двух пекарнях пекли только хлеб. Сейчас даже не могу сказать точно, сколько у меня наименований хлебной продукции. Где-то около сорока. Много выпекаем сортового хлеба. Занимаемся также заварным, зерновым. Была «кондитерка». Сейчас объемы ее сократились, но по-прежнему производим печенье, пряники…
– Технология осталась прежней?
– Поначалу использовали ускоренный метод хлебопечения: полчаса – и дежа свободна. Вот уже 15 лет делаем хлеб по старинке, опарным способом. Это сложнее, много времени приходится на предварительную расстойку перед формовкой, дольше занято оборудование. Но зато повышается кислотность хлеба, он становится мягче, дольше хранится, больше возможностей избежать разного рода ошибок в хлебопечении. Ингредиенты нашего хлеба: мука, вода, дрожжи, соль. При выпечке используем муку «Ситно». Она дороже любой другой: курганской, омской, барнаульской, казахстанской…
– Объемы выпуска продукции за это время, конечно, увеличились?
– Наоборот, уменьшились. Первоначально выпускали в сутки полторы-две тонны хлеба, сейчас около тонны. Раньше у меня было три маршрута, два из них приходились на Верхнеуральск. Сейчас маршрутов семь, но в городе нашей продукции практически нет. Появились сетевые магазины, куда чаще всего ходят горожане, а там хлеб магнитогорский. Развозим хлеб в Нагайбакский и Уйский районы, по нашим поселкам: в сторону Петропавловского, Карагайского, Кирсы…
– Семья участвует в производстве?
– Семья – главная моя поддержка. Раньше хорошо помогала мама Людмила Прохоровна. Сейчас заведует производством сестра Елена Владимировна
Иванова. В коллективе за эти двадцать лет сложился основной костяк, на который можно рассчитывать. Одна сотрудница вышла из декрета, через месяц поставил ее бригадиром: человек знает свое дело. К сожалению, сегодня таких работников найти всё сложнее. Бизнес наш трудоемкий. Но мы простых путей не ищем.
– Коллектив у вас большой?
– Человек 20-25. Работаем по железнодорожному графику: 16 смен за месяц. У каждого оклад. Сдельно никто не работает, включая водителя. Много денежных средств уходит на разного рода налоги: свыше одного миллиона в год. Я столько не зарабатываю.
– Перспектива какая-то есть?
– Если бы не видел перспективы, давно бы поменял свой бизнес. Жду перемен. Возможно, подешевеет мука, хлеб подорожает. Надеюсь, придет время, когда предприниматели, занимающиеся одним производством, будут находиться в равных условиях и с них будет равный спрос. Наконец, будет учитываться, чем человек занимается: или он держит небольшой магазин, где электроэнергия тратится лишь на кассовый аппарат, освещение и отопление, или выпекает хлеб, где производство круглосуточное и задействовано очень много энергоёмкого оборудования.
– А что, каких-то скидок вам как производителю сельхозпродукции нет?
– Когда я начинал, гордился тем, что платил за электроэнергию меньше. Но это было недолго: нас приравняли к предпринимателям. В новой пекарне поэтому работаем на жидком топливе, рассчитывали, что когда-то будет проведен газ. Газа я так и не дождался, похоже, на нашей улице его и не будет. Жидкое топливо дороже, чем электроэнергия. Его еще надо купить, доставить, где-то хранить… Целая система.
– Технология выпечки хлеба, объемы производства и прочее учитывались при награждении предпринимателей на «АГРО»?
– Нет. Конкуренция там очень большая, приходится стоять в очереди, чтобы представить свою продукцию. Столы ею буквально завалены, иногда даже думаешь, как бы наш хлеб там не затерялся. После, когда объявляют результаты, видишь: таких случаев на выставке-ярмарке не бывает. Кстати, принимают товар не специалисты. Где находится дегустационная комиссия, кто в нее входит, по каким критериям определяется качество, я даже не знаю. Сам я от награждения медалями ничего не имею. «Агро» для меня – это лишние расходы.
– Какие-то увлечения у вас есть, в чем находите «отдушину»?
– Раньше увлекался мототуризмом, художественной фотографией. Сейчас мотоцикл продал, фотографирую только своих детей. Немного занимаюсь радиолюбительством. Столяркой вот увлекся: делаю мебель. Но это очень редко. Не хватает времени.
Тамара ИЛЬИНА