Необычная для нашей местности фамилия Багателия в Сурменевском считается своей, вполне привычной и уважаемой.
Причиной тому — Сергей Багателия, который в 1973 году двадцатилетним парнем переехал сюда из солнечной Абхазии и устроился в стройчасть совхоза «Карагайский». Здесь же обзавелся семьей, взяв в жены внучку основателя поселка Сурменева. Здесь появились его дети, здесь же, после известных событий в стране, стал Сергей обладателем земельного надела.
Благодаря своему характеру, принципиальности, честности и отзывчивости Сергей Багателия приобрел авторитет среди местного населения, не пропало и основанное им крестьянское хозяйство. Даже наоборот, росло и крепло. Всегда рядом был сын Руслан, который после окончания Верхнеуральского училища решил не испытывать судьбу на стороне, а остаться в хозяйстве отца.
Все складывалось как нельзя лучше, но в естественное течение жизни вмешалась коварная болезнь. Пока искали причину недомогания, болезнь прогрессировала. Девятого мая прошлого года Сергей Багателия ушел из жизни, а хозяйство, по праву наследования, перешло к его сыну Руслану.
Как-то в разговоре глава Сурменевского сельского поселения Александр Егоров упомянул, что вначале у местных фермеров было опасение, справится ли самостоятельно Руслан с этим рискованным занятием – сельским хозяйством? Однако первая посевная и уборочная, проведенные Русланом Багателия, указали на несостоятельность беспокойства. 25 лет работы бок о бок с отцом не прошли даром.
КФХ Руслана Багателия считается самым крупным на сурменевской земле. Полторы тысячи гектаров отведено под зерновые, есть мастерская в бывшем животноводческом помещении, склады, сортировальный комплекс ЗАВ-40. Из движимого — три «Алтая», три «Т-150», «Кировец», комбайны «Полесье» и «Енисеи». Конечно, есть и «эмтезухи» — без них никуда! В планах – приобретение самоходной жатки.
В хозяйстве выращивают только зерновые, причем земля арендуется у района и у пайщиков. Больше, конечно, у района. 1000 гектаров заняты пшеницей и 500 ячменем. Есть еще гектаров 40 под зерносмесью на фураж для подсобных хозяйств, своего и рабочих. Как раз сейчас идет активная обработка 500 гектаров пашни «под плуг», как говорит сам Руслан, с тем, чтобы в зиму попробовать посеять рожь. Закупочная цена ее стала очень привлекательной в последние годы. Вот, пожалуй, и всё. Причем, применяет Руслан на своих полях, как учил отец, классическую систему земледелия. Он уверен, что только пахота вместе с культивацией позволяют накапливать влагу и получать достойные урожаи.
«Уговаривали меня ребята льном заняться, но что-то я не хочу, — говорит фермер, — кажется, что соотношение цены на продукцию и урожайности, сведут все затраты на нововведение «в ноль».
Поэтому и занимаются в хозяйстве традиционными культурами. Хорошо это или плохо, покажет время, но пока Руслана Сергеевича и его шестерых сезонных рабочих все устраивает. Некоторые работают уже по десять лет и больше. Причем, трудятся не за деньги и не за идею, а за корма. К нему один тракторист, Михаил Вергузов, даже из Урлядов приезжает. Да такой славный парень, что «даже поругаться не за что». Руслан даже купил ему старенькую советскую «легковушку», чтобы на смену добирался. В прошлом году каждому рабочему досталось по 25 тонн фуража и по 150 рулонов сена (один рулон – около 300 кг, авт.). Имеющим подсобное хозяйство, что не работать-то? Особо трепетное отношение к местным арендодателям. Это не только у Багателия, но и у всех местных фермеров. Здесь, в казачьем краю, где фермерство выработало свой собственный, сурменевский менталитет, совершенно нельзя задерживать расчет или мало платить за аренду. Рынок-то большой, и охотников до дополнительных гектаров много.
На фоне жестокой засухи, которая охватила все южные районы области, и наш в том числе, поля хозяйства Багателия выгодно отличаются от соседских. Дожди здесь — не редкость, и Руслан надеется получить в этом году неплохой урожай. Хотя жара все-таки сделала свое дело: в последние дни появились тревожные симптомы угрозы нашествия саранчи. Во всяком случае, на одном поле ее замечено довольно приличное количество. Это значит, что грядут дополнительные расходы на обработку посевов от этой одной из «казней Египетских».
«Многому я научился, работая рядом с отцом, — делится Руслан, — но многое считал само собой разумеющимся. Например, рассчитать норму высева или расход гербицидов без него оказалось довольно сложно». Но в таких случаях опять же сказывается пресловутый сурменевский менталитет, где все конкуренты, но одновременно и коллеги. Возникающие трудности помогают решить, только обратись.
Олег СТЕПНОЙ