В январе 1966 года имя Леонида Котова громко прозвучало на страницах районной газеты (тогда она называлась «Сельский день»).
На газетной полосе подробно описан подвиг нашего земляка-пограничника, погибшего при задержании нарушителя. О том, каким был Леонид, рассказывали его педагоги, друзья, коллеги.
И вот, спустя полвека, случай вновь заставил вернуться к памяти знаменитого человека, героя…
К председателю городского клуба ветеранов Галине Казанцевой обратилась родственница Котовых Галина Полникова. Мать Леонида, Прасковья Ивановна, свои последние дни доживала у неё, в Магнитогорске, там же и похоронена.
Галина Полникова долгое время ухаживала за могилой Леонида, но в последние годы у неё не хватает для этого сил и здоровья. Могила приходит в запустение и требуется стороння помощь.
Ветераны-активисты побывали на месте захоронения, убедились в том, что памятник и ограждение нужно обновить. Обратились в райвоенкомат, УСЗН, в мемориальную кампанию. Но новые памятники по линии государства устанавливают лишь участникам Отечественной войны. Районный депутат Павел Вдовин посоветовал ветеранам через СМИ обратиться за помощью к жителям района.
Всё это происходило накануне Дня пограничника, и благодаря участию активного общественника Александра Евстифеева, к проблеме подключилось сообщество местных пограничников.
Его лидер Павел Краузе через районную газету обращается прежде всего к «погранцам», охранявшим рубежи Родины и просто к неравнодушным людям с просьбой поучаствовать материально в восстановлении памятника и благоустройстве места захоронения. «Леонид погиб, защищая наш покой, мы должны сохранить память о нём!»
По всем вопросам обращаться по адресу: Верхнеуральск, ул. Советская, 34. Магазин «Мужской» Т. 89080695552
Напомним молодым о том, каким был Леонид Котов
Материалы из семейного архива Котовых хранятся в краеведческом музее и были любезно предоставлены сотрудникам редакции. Фотографии, письма, газетные вырезки, телеграмма, принёсшая в семью трагическую весть – всё это представляет немалый интерес.
В биографии Леонида нет ничего необычного: после семилетки в первой школе отлично отучился на арматурщика в Магнитогорском училище, попробовав силы в «Магнитострое», вернулся в Верхнеуральск. Был единственным сыном у овдовевшей Прасковьи Ивановны и до службы в армии трудился на городском элеваторе.
Леонид попал в погранвойска, служил в Туркмении на участке границы с Афганистаном.
В редких письмах матери он не говорил о трудностях, восхищался южной природой, «долинами красных маков», изобилием плодовых деревьев. Даже на заставе он умудрялся держать голубей, «но всё равно своих голубей чаще вспоминаю», — тосковал он о доме.
В каждом письме звучало: «служба идёт хорошо» и обязательно передавались приветы «Гомеровым, Гавриловым, тёте Тасе, Рите, Юрику, дяде Сане и крёстной».
О подвигах Леонид и не помышлял. Утро 6 января 1964 года выдалось очень морозным. Старший пограннаряда Котов с товарищами по тревоге выехали конным нарядом на задержание нарушителя. На переправе через горный поток лошадь подскользнулась и Леонид оказался в ледяной воде. Одежда покрылась коркой и пограничник вынужден был отправиться на заставу.
По пути Котов обнаружил затаившегося врага, обезвредил его и стал конвоировать. Но предательский мороз довёл организм бойца до оцепенения. Этого не мог не заметить нарушитель и в неравном поединке нанёс смертельный удар пограничнику.
После торжественных похорон Леонида Котова в районе в его честь были организованы соревнования по биатлону среди допризывников. Была создана символическая производственная бригада имени Котова.
Николай ВАСИЛЬЕВ
К снимку с похорон
У гроба героя стоит подросток с голубями в руках. Это Владимир Михайлов, вот как он вспоминает то время сегодня:
— Мы жили с Леонидом в одном дворе в доме на улице Луначарского. Матери наши дружили. Леонид был единственным сыном, и в то время — по закону – его не должны были призвать в армию. Его призвали в плановом порядке после училища. Из трех лет ему оставалось отслужить всего пару месяцев. Был он отличным, крепким парнем, душа — человек. Много друзей у него было: Владимир Коротков, Федор Панченко. Проститься с Леонидом пришло очень много людей, вся улица была полна.