– Почему мы позволяем себе жить так скучно? – задалась вопросом постоянно заряженная на позитив Людмила Салова. Всегда и во всём она старается сделать окружающую жизнь ярче. Оттого, видимо, и обнаружила в себе скрытый и редкий дар «лепить людей». В прямом смысле слова «лепить». Пугает мысль: не попади она на страницу в Интернете, рассказывающую о технологии «пластического искусства», остался бы её, не побоюсь этого слова, талант глубоко и навсегда зарытым. Но настоящее всегда вырвется на свободу, ведь художника отличает энергия во всём.
Неважно, что с Людмилой Геннадьевной это случилось чуть запоздало (у неё прекрасные внуки, авт.), сегодня её чудесные работы доказывают, что перед нами истинный художник, скульптор, тонко чувствующий «человеческий материал».
Ваять образы людей из полимерной глины, легко поддающейся лепке, вовсе не так легко и под силу лишь уникальным мастерам. Опытный профессионал – парикмахер Людмила Салова отчасти владеет навыками скульптора. Ежедневно и многократно ей приходится «отсекать всё лишнее», приводя в порядок волосы клиентов.
Но лепка человеческих фигур – это вам не стрижка «под полубокс». Тут всё гораздо сложнее и увлекательнее. За анатомическими представлениями важно видеть и уметь подать характер персонажа, его отличительные особенности. В своём увлечении начинающий скульптор раскрылась как многогранная натура, в чьих руках оживает податливый материал.
Отправной точкой к созданию живых образов стала лепка из холодного фарфора (смеси крахмала с клеем, авт.). С этого всё началось года четыре назад. Тогда внутреннее убранство дома Саловых украсили изящно «застывшие» лилии, орхидеи, подсолнухи… На лепестках можно разглядеть «фарфоровых» насекомых.
И откуда это у человека, не имеющего художественного образования?! Выяснилось, что в семействе Поповых, из которого вышла Людмила, были неплохие художники. Видимо, частица божьего дара досталась и ей.
Что-то её подтолкнуло от «холодных» цветов перейти к лепке «тёплых», почти сказочных человечков. В Магнитогорске приобрела полимерную глину. Специальных инструментов для работы с ней нет, поэтому в ход пошли медицинские, маникюрные, всевозможные ножи и приспособления.
Лепка всецело захватила. Персонажи Людмила находила в Интернете, выискивая что-то позитивное, нетипичное… Ну а когда на её глазах кусок глины вдруг начинает превращаться в нечто живое, она в него окончательно влюбляется, заставляя человечка штрихами, красками и изгибами выражать различные эмоции. Кажется, ещё чуть-чуть, и он с ней заговорит.
Бывает, усталость донимает, глаза «приглядываются». Тогда она заворачивает фигурку и оставляет. На другой день свежий взгляд привносит свежие детали.
– Хочу, чтобы всё было натурально и досконально, – делится Людмила Геннадьевна. – Даже на руку свою смотрю, какую позицию лучше придать. Здесь бородавка, и глаз чуть прищурен. Хитроватая улыбка, морщинки на лице, – подсказывает она порой незаметные детали.
Готовые фигурки тонирует пастелью, можно сказать, гримирует и, смазав специальным маслом, убирает в духовку. И так несколько раз, пока у кукол не появляется естественный цвет кожи. У многих добрая улыбка, тёплый взгляд (глаза как настоящие).
Работа «кукольницы» хоть и увлекательная, но кропотливая. На один персонаж уходит около месяца. На Хозяйку медной горы потрачено два. У сказочного образа характерный наряд с малахитовой расцветкой и узорами из стразов и бисера. Одежду на своих «любимцев» Людмила Геннадьевна шьёт сама. В одном лице и модельер, и сапожник, и парикмахер. Как одеяло из лоскутков, собирает она из наблюдений чей-то образ. На мужичке фуфайка, на старушке – туфли из натуральной кожи, даже с небольшим каблучком, другим бабулям валенки скатала методом сухого валяния и лапти сплела…
– А на эту кофточку пошла занавеска из натурального льна, – выдаёт секреты мастерица.
Костюмы, бусы, вышивка казачья – всё, как в жизни.
– Мне интересны образы пожилых людей: структура лица, морщинки. Тут у бабушки рот с редкими зубами приоткрыт, будто что-то хочет сказать. А молодые сейчас все на одно лицо.
У Саловой есть даже забавные композиции: двух неряшливых мужичков с гармонью, вернувшихся с гулянки, встречает бабуля со скалкой в руке. Её образ схож с одной из бурановских бабушек. А мужичка присмотрела в передаче «Играй, гармонь!» (пальцы его так и бегают по кнопкам!)
В парикмахерской Людмилы, у зеркала поселился рыбак лет семидесяти в льняной рубахе и овчинной шапке. По лицу видно, что старик уловом доволен.
Остальные 16 кукол из богатой коллекции Саловой живут дома. Ни одну никому не отдала и не продала. Они же как родные! Однажды отправила их на выставку в местный музей, и в доме сразу опустело. Ведь в каждую фигурку вложена душа, оттого они и радуют своей красотой.
Передавать своё мастерство Людмила Геннадьевна готова. Только вот желающих пока нет:
– Недавно женщина из Касселя увидела моего рыбачка и пригласила к себе на мастер-класс. А как было бы хорошо, если бы здесь появилась такая группа! Устраивали бы выставки кукольных мастеров, как на Бажовском фестивале.
– А какой вам представляется кукла, символизирующая Верхнеуральский район? – поинтересовались мы.
– Наверное, это казак с шашкой, а рядом казачка с вёдрами на коромысле, – чуть подумав, ответила Людмила.
Талант всё на лету схватывает. Хорошо, когда такие жизнелюбы оказываются рядом. Это заряжает оптимизмом.
Николай ВАСИЛЬЕВ
Юрий МИНЕЕВ
К снимкам
В куклы Саловой не играют дети, они для взрослых. Эта «бабушка-травница» делает лекарства. Собирает грибы, не подрезая ножки ножом.
«Встреча поутру на Рябиновой»: подвыпивших мужичков с гармошкой встречает грозная жена гармониста.
Пожилая импозантная женщина чем-то напоминает Фаину Раневскую.
Два гномика в шляпах-котелках нашли денежку и рады.
«Солнечный клоун» Олег Попов с неизменной бутылкой молока в сумке.
Швея с «сантиметром» на шее.
Женщина с младенцем, у которого даже сопельки бегут.