Специалисты всего мира, работающие в сфере фотоиндустрии, отмечают свой профессиональный праздник.
Немало сторонников этой профессии живёт и работает в нашем районе. Приближающийся юбилей одного из них стал отличным поводом написать именно о нём.
Евгений Бутаков посвятил работе фотографа более 25 лет. Интерес к фотоискусству зародился в школьном возрасте.
— Летний детский поход, палатка на берегу Урала, круг друзей… – вспоминает Евгений. – Андрей Апсан и Дмитрий Зайков были с фотоаппаратами. В свое время они посещали фотокружок, руководителем которого был Алексей Иванович Астахов. Фотоаппарат для мальчика в те времена был чем-то таинственным, сложным инструментом. Выдержка, диафрагма, видоискатель, фокусировка – тысяча вопросов к друзьям. Чем больше они объясняли, тем сильнее разжигался интерес. А при всей сложности управления данной техникой существовал ещё и процесс проявки фотографий в тёмном помещении. Удивляло: неужели так может получаться – был белый лист, а потом стал с изображением! Осенью среди школьных будней нашёл возможность обменять любимые хоккейные коньки на фотоаппарат «Чайка-3» со сломанным экспонометром. Самостоятельно починил его: благодаря заранее прочитанным различным изданиям для фотографов знал устройство.
Начинал
с семейных снимков. Но всегда тянуло сделать пейзажную или репортажную съёмку.
При этом юному фотографу было важно, чтобы последние были не постановочными, а
наполненными жизнью.
После десятого класса настало время от любительского увлечения перейти к
профессионализму. Женя прочитал объявление в газете «Комсомольская правда» о
наборе студентов в училище полиграфистов в Уфе, где готовили по ряду специальностей.
Как выяснилось позднее, это было единственное учебное заведение в СССР, в
котором целенаправленно готовили фоторепортёров. Приехали туда около сотни
желающих из разных городов и республик Советского Союза. На обучение была
отобрана треть абитуриентов. В их числе оказался и Евгений Бутаков.
Год студенчества пролетел с максимальным интересом к процессу обучения,
которому способствовали заслуженный учитель РСФСР Родион Данилович Мамлеев и
Владимир Васильевич Ефремов.
— По сей день не забываю их и пользуюсь знаниями, полученными от этих
преподавателей, – рассказывает Евгений. – Сегодня многие выпускники того 1988
года, как и я, занимаются свадебной и бытовой съёмкой в детских садах и школах,
работают в редакциях газет, некоторые преподают фотомастерство. Один из
однокурсников, Радик Амиров, является руководителем отдела национальных
проектов МИА «Россия сегодня».
Евгений начал практику в местной газете «Красный уралец», где познакомился с
фоторепортёром Александром Рожновым и внештатным фотографом Геннадием
Сафроновым.
— У Александра Михайловича был дар репортера, — вспоминает Евгений. – Несмотря
на низкий уровень фототехники того времени, при всей лаконичности и
немногословности работ кадры у него получались абсолютно классическими, а
человек выглядел достойно и красиво.
После недолгой практики в газете Евгений устроился в фотосалон комбината
бытового обслуживания, а через несколько месяцев отправился в армию. Во время
службы в ПВО в городе Елец также не забывал профессиональные навыки, занимая
должность полкового фотографа.
После демобилизации было желание вернуться в свой фотосалон, но в 1990-м дело
шло к закрытию КБО. Вернулся к любимому делу после четырёхлетнего поиска себя в
профессии: начал заниматься съёмками в школах, детских садах, документальными
фотографиями, проводить свадебные фотосессии, сотрудничать с организациями, в
том числе с редакцией газеты «Красный уралец». Со временем главным в работе
стал портретный жанр.
— Вся магия, которая есть в фотографии, максимально проявляется именно в
портретной съёмке, – уверен Евгений. — Для меня нет ничего красивей и
совершенней, чем лицо человека!
С основанием в 2010 году велоклуба «Легенды Урала», с частыми выездами в
живописные места нашего края, Евгений дал себе, а также и другим участникам
клуба возможность развивать мастерство пейзажной фотографии.
Регулярная работа и износ аппаратуры сопровождались сменой не одной модели, в
приобретении более усовершенствованных помогал предприниматель Алексей Оганян. Но,
несмотря на современную автоматику, Евгений всё же больше доверяет ручным
настройкам камеры.
Профессиональные навыки передались и дочери Регине. Она пошла по стопам отца,
работая фотографом в Ялте. Другие дети также воспитаны в творческой атмосфере.
Даниил, обучаясь в Челябинском медицинском университете, посвятил себя музыке,
играет на электрогитаре, Арина — студентка исторического факультета
Севастопольского педагогического института — занимается художественным
рисованием, причём тоже предпочитает портретный стиль.
В последние годы Евгению Бутакову неоднократно встречались собственные работы
многолетней давности. Это заставляло задумываться об их неисчислимом количестве
— десятки тысяч документальных, сотни свадебных и бытовых.
— Уверен, что в связи с моим пятидесятилетием пятьдесят фотографий точно вышли
достойными, — поскромничал и находчиво пошутил Евгений Петрович.
Юрий МИНЕЕВ