О порядке обращения граждан в полицию с сообщениями о преступлении, правонарушении либо происшествии.
В ходе осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов внутренних дел прокуратурой района выявляются нарушения порядка работы с обращениями граждан, в т.ч. такие существенные, как несвоевременная регистрация и укрытие от регистрации сообщений о преступлениях. В таких случаях прокуратура добивается привлечения виновных сотрудников полиции к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с п.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности:
– принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях;
– выдавать заявителям уведомления о приёме и регистрации их письменных заявлений;
– осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством;
– передавать (направлять) заявления и сообщения в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом заявителя в течение 24 часов.
Граждане могут направлять (передавать) в полицию обращения посредством: операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел; системы Интернет; факсимильной связи; дежурной части территориального ОВД; почтового ящика, установленного в доступных для граждан местах в территориальных ОВД; на личном приёме.
Заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД.
Вне пределов административных зданий территориальных ОМВД или в административных зданиях территориальных ОМВД, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.
Регистрация заявления (сообщения) – это присвоение каждому принятому заявлению очередного порядкового номера. Регистрация заявлений, в том числе поступивших в электронной форме, осуществляется в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания. Если заявление поступило в территориальный орган МВД при личном обращении заявителя, то одновременно с его регистрацией в дежурной части территориального органа оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдаёт его заявителю. Он состоит
из талона-корешка и талона-уведомления. Обе части имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер, подпись сотрудника, его принявшего, дата приёма. В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем заявление, регистрационный номер, наименование территориального ОМВД, адрес и служебный телефон, дата приёма и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения. Талоны-корешки остаются в дежурной части территориального органа. При поступлении заявления по почте, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи, а также по телефону талон-уведомление не оформляется.
Заявитель несёт уголовную или административную ответственность за заведомо ложное сообщение о преступлении, административном правонарушении. Заявитель вправе приложить к заявлению необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме. Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут. Вне пределов административных зданий территориальных ОМВД или в зданиях, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.
Все заявления подлежат обязательному рассмотрению в органах внутренних дел. Срок проверки сообщения о преступлениях определяется ст. 144 УПК РФ и составляет трое суток. Сообщения об административных правонарушениях и о происшествиях рассматриваются в срок не более 30 суток.
По результатам рассмотрения заявления о преступлении органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа принимаются следующие решения: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче по подследственности или по подсудности в суд по делам частного обвинения.
По результатам рассмотрения заявления должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении; о вынесении определения об отказе в возбуждении дела; о передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.
По результатам рассмотрения заявлений руководителем территориального ОМВД принимается одно из следующих решений:
– о передаче заявления и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
– о передаче заявления и материалов его проверки в иной территориальный ОМВД;
– о приобщении заявления и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;
– о приобщении заявления к розыскному делу;
– о передаче заявления в подразделение делопроизводства.
Информация о решениях по заявлениям и сообщениям в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.
Действия (бездействие) сотрудников полиции, связанные с приёмом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, возможно обжаловать руководителю территориального ОМВД, прокурору и в суд.
Татьяна БРИТОВА, старший помощник прокурора района