Одна из обсуждаемых тем последних недель – проведение муниципальной реформы, изменение статуса района.
Неизвестность пугает, и тревожных высказываний и опасений, которые муссируются, достаточно. Мы решили, что «опыт – сын ошибок трудных» стоит использовать чужой. И вот почему. В Челябинской области четыре муниципалитета стали первопроходцами и прошли этот путь раньше всех. Обратимся к опыту жителей Саткинского района.
Наши коллеги из газеты «Саткинский рабочий» позволили нам использовать их материал, опубликованный накануне больших преобразований. На вопросы корреспондента газеты ответил глава Саткинского района Александр Глазков.
По его мнению, в течение довольно большого периода времени органы местного самоуправления работали в Саткинском районе по системе муниципального района, и можно было оценить и плюсы такого устройства, и минусы – а их немало. На протяжении нескольких лет руководители района изучали различные типы организации работы МСУ и на опыте других муниципалитетов, в том числе в других регионах, пришли к выводу, что муниципальный округ – это то, что сегодня оптимально района.
Что изменится в ходе реформы?
Об этом Александр Глазков говорит так:
– Система управления будет централизована – ответственность за функционирование и развитие всех территорий будет возложена на один орган, один же орган будет заниматься всей административно-хозяйственной деятельностью. Это не значит, что район «будет решать за всех» – такое мнение приходилось слышать. При округе принятие решений будет происходить так же, как и сегодня – через решения Собрания депутатов, в котором представлены все избирательные округа района. Но администрации поселений, верно, больше не будут отдельно взятыми административными единицами. Фактически они ими давно не являются, учитывая, что сегодня в поселениях не хватает финансов, квалифицированных кадров, а большую часть полномочий за последние годы администрации по своей инициативе уже и так передали в район, поскольку самостоятельно не могут осуществлять многие функции. С переходом в округ мы просто упорядочим эту работу, уберем лишние административные ступени – это как раз должно сработать во благо, ликвидировать проволочки при принятии решений, ускорить процессы.
Сегодня многие функции дублируются: один и тот же вопрос решает и поселение, и район, в итоге возникает путаница в полномочиях, и в целом получается двойная работа и расходование лишних денег и времени, а человек ходит со своим вопросом от инстанции к инстанции.
Что изменится для жителей?
– Сегодня у нас 8 бюджетов, 8 глав и 8 представительных органов. В случае преобразования в округ будет один бюджет, один глава и один представитель органа власти, –позволим себе опять процитировать главу Саткинского района. – В плане управленческой модели это наиболее эффективный и наиболее приносящий пользу жителям вариант. Как принцип одного окна. Жителям больше не нужно будет разбираться, где чьи полномочия. Ответственность будет нести один орган исполнительной власти. Оформление всех процессов и согласование всех необходимых документов в муниципальном образовании ускорится, так как всё будет происходить в одном месте. А значит благоустройство, строительство, реконструкция будут проходить быстрее.
А если конкретно
Бюджет будет единый. Конечно, очень упростится сама процедура принятия решений и управления всеми процессами. К примеру, чтобы сегодня отремонтировать, грубо говоря, трубу в Межозерном, нужно затратить много времени и задействовать много людей.
А что будет с сотрудниками поселенческих администраций? Их штат сократится и за счет этого создастся экономия? Администрации на местах, включающие необходимых квалифицированных специалистов для работы с жителями, останутся – это нужно для прямой связи с людьми и их удобства обращения в органы государственной власти, но работать они будут в другом статусе. Расходы сократятся, например, в части проведения выборов, содержания аппаратов представительных органов поселений. Меньше бумаг и заседаний, меньше трудоемких процедур – все это тоже в итоге экономит бюджетные средства.
Депутатский корпус изменится. Советы депутатов в поселениях будут упразднены. Представители всех избирательных округов, как и сегодня, будут работать в окружном собрании депутатов. В Верхнеуральском районном собрании сейчас 15 депутатов. Проведут выборы, количество депутатов районного Собрания, возможно, увеличится до 20. Для сравнения, сегодня у нас более 100 депутатов в целом по району. Жители порой не знают, к кому обращаться. Если будет 20 депутатов, то в среднем на одного депутата придется 2700-3700 избирателей. Поэтому опасения, что жителям будет меньше внимания со стороны народных избранников, ничем не обоснованы.
И еще одно опасение спешим развеять. Все документы, которые сегодня на руках у жителей – паспорта, документы о праве на собственность, домовые книги и прочее, – менять не нужно, вносить туда исправления тоже. Со временем произойдет естественная замена при плановой смене документов, процедурах с недвижимостью и так далее – в новый документ просто будут вносить новое название административной единицы. Так что от жителей требуется только одно – высказать свое мнение. Им предстоит обсудить инициативу на публичных слушаниях, где будет возможность задать все вопросы и получить на них ответы. Слушания уже объявлены и пройдут в январе.
Опасений, что будет хуже, у нас точно нет. Представители четырех муниципальных округов, которые прошли процедуру раньше, готовы делиться с нами опытом административной и организационной работы. Самое важное, что инициатива поддержана руководством региона.
А вот что о предстоящей реформе думают наши земляки.
Елена Чернова, председатель совета депутатов Спасского поселения:
– Для того, чтобы сформировать мнение о предстоящей реформе, я много читала, знакомилась с материалами, которые есть на эту тему. Могу сказать, что простому обывателю не стоит бояться перемен. Меняется система управления между районом и поселением, а в жизни людей все останется по-прежнему. Как решались социальные вопросы, касающиеся образования, культуры, социальной защиты, состояния дорог, объектов ЖКХ, так и будут решаться. Много вопросов сегодня человек может решить через портал Госуслуг. Опасаться, что не выдадут вовремя какую-то справку, тоже не стоит.
Опасения связаны с тем, что нам свойственно бояться неизвестного Я часто привожу пример: было много опасений при переводе скорой помощи в райцентр. Говорили, что вовремя могут на вызов не приехать, что чревато серьезными последствиями. Но прошло время, и пока ни одной жалобы на работу скорой помощи нет.
Александр Егоров, председатель совета депутатов Сурменевского сельского поселения:
– Считаю, что необходимо провести публичные слушания, максимально довести информацию до жителей. Надо разъяснить все нюансы предстоящей реформы и только потом принимать решение.
Вера Лобанова, директор Петропавловского Дома культуры:
– В профессиональном плане воспринимаю преобразования положительно. Надеюсь, что учреждения культуры, перейдя под руководством отдела культуры администрации района, смогут рассчитывать на большую финансовую помощь.
Артем Артемьев, депутат районного Собрания:
– Опасения людей оправданы, они вызваны предстоящими переменами. Но перемены неизбежны. В свое время опасались появления МФЦ, но сегодня мы получаем там все необходимые справки. Настораживало и появление Госуслуг, сегодня это уже вошло в нашу жизнь, нигде в мире нет ничего подобного. И в случае муниципальной реформы изменения будут, это факт.
Кардинально изменения заключаются в том, что основная ответственность за то, чтобы качество жизни людей не ухудшилось, будет нести районная администрация. Задача депутатов – следить за тем, чтобы этого не произошло.