– Наша работа полностью «забирает» личную жизнь: день ли ночь, выходные, праздники, побоку домашние дела. Идёшь на вызов, откладывая своё на потом, – делится Валентина Фёдоровна Чигвинцева.
Без малого полвека она – сельский фельдшер в родном посёлке Волковском. В местном ФАПе отработала 16 лет её мама, Анна Ивановна Артемьева, она и настояла на том, чтобы дочь пошла по медицинской линии. Когда увидела, что своенравная Валентина захотела стать агрономом и уже взяла в совхозе направление в институт, взмолилась, чуть не плача: «Я же ждала тебя, что придёшь мне на смену. А ты?»
Дочь маму пожалела и пошла в медучилище. Учиться было тяжело. С будущих медиков спрашивали очень строго. А без строгости и нельзя: от твоих знаний зависит здоровье и даже жизнь человека. Госэкзамены по ключевым дисциплинам – «Терапии», «Хирургии», «Акушерству и педиатрии» – Валентина сдала на «отлично». Но то была теория. А когда на своём участке она столкнулась с проблемами здоровья своих первых пациентов, пришла в ужас: «Я же ничего не знаю, а они все такие непонятные…»
Привыкнуть к тому, что на селе ты – одна и в любом случае должна принимать только верные решения, было сложно. Самым приемлемым вариантом было набраться опыта за маминой спиной. Но его начинающий фельдшер сразу отвергла. Да и мама, зная характер дочери, не стремилась опекать Валентину, а отпустила в «свободное плавание».
И та буквально «захлёбывалась» работой. Всё вновь, всё впервые. Лечить людей оказалось очень трудным и интересным делом. Валентина обслуживала четыре растянутых вдоль деревни хутора с населением 920 человек. Телефона нет, из транспорта – только лошадь. Сынишка Александр налегал на вожжи, мама садилась в сани и, забрасывая из-под копыт снегом, лошадь несла их к больному. Но Валентина Фёдоровна с удовольствием бы вернулась в то время.
Профессия такова, что своё призвание нужно доказывать каждый день, в каждом отдельном случае. А их за 50 лет набралось столько, что не перечесть.
– Главное для меня, чтобы в деревне был порядок: каждый селянин вовремя прошёл флюорографию, ЭКГ, сделаны прививки, были поставлены на учёт беременные…
Сегодня на Волковском 204 жителя. Рождаемость падает, не спасает даже материнский капитал. Не уменьшается и число болезней, к которым и с годами привыкнуть нельзя.
– Медик учится каждый день, – пришла к выводу Валентина Фёдоровна. – И каждую минуту надо быть готовым к экстренному случаю. В какой-то мере ты и психолог, и невролог… Порой нужно взять больного за руку и убедить, что всё будет хорошо. Иногда требуется жестко осадить: «Прекрати сейчас же! Говори, что болит, думать буду уже я!»
Волковский фельдшер отслеживает не только болезнь, но и судьбу больного. Однажды, буквально, заставила молодого папашу сложить печь, чтобы создать надлежащие условия для новорожденного малыша.
– Педиатрию я считаю солью медицины, – говорит она. – Если умеешь лечить ребёнка, остальное приложится.
«Остальное» – это и неожиданное обнаружение опасного инфекционного заболевания, которое не выявлялось неоднократными осмотрами, необходимость настойчивости и упорства. Однажды Чигвинцева дошла до московского онкоцентра, чтобы успеть сделать больному операцию.
У ребёнка, которого трижды обследовали магнитогорские педиатры и ничего не обнаружили, Валентина Фёдоровна уловила еле сильные шумы в сердце. Родители, понятно, не поверили её диагнозу. «Если не подтвердится порок сердца, на коленях попрошу прощения», – настаивала фельдшер. И доказала, началось лечение.
– Медицина – это очень серьёзно, – говорит она. – Каждый раз держишь на ладони человеческую жизнь. Но я не пожалела, что стала медиком. Нас стали лучше обслуживать в части дополнительного лекарственного обеспечения, детского питания. И всё равно чувствую, что пора уходить на отдых. В 70 лет фельдшером работать не просто.
А вот что говорят о В.Ф. Чигвинцевой односельчане:
– Она самый замечательный фельдшер, – благодарит молодая мама Гульнара Янбаева (на снимке). – Отзывается на вызов хоть ночью, хоть утром. Поможет, подскажет, как правильно лечить.
– Таких людей, как наш фельдшер, больше нет, – утверждает Юлия Домрачева. – Если она уйдёт, деревня пропадет. Уговариваем Валентину Фёдоровну поработать ещё.
Николай ВАСИЛЬЕВ