«Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий.»

Восстанавливая имена жертв и пострадавших от политических репрессий жителей Верхнеуральского района (восстановлены тысячи имен), думаю, когда же наступят трудности в плане поиска информации, а трудностей нет…

Закончив работу над 13-м томом книги, который будет опубликован к Дню памяти жертв политических репрессий, приступил к очередному, и опять верхнеуральцы…

7 ноября 1937 года, в 20-ю годовщину Великой Октябрьской революции, подверглись аресту жители Верхнеуральска: Бычков Иван Семенович, Петуховы, Василий Федорович и Иван Федорович, Шеверов Аким Николаевич. Через неделю 15 ноября тройка вынесла приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей. Кто они, за что? Все они признаны виновными в том, что враждебно настроены против советской власти и проводили антисоветскую агитацию, высказывали пораженческие настроения, дискредитировали мероприятия партии и правительства, призывали к свержению советской власти. По призыву в белой армии служил один Иван Бычков. Все они – сапожники-пимокаты: Бычков работал в личной мастерской, Василий Петухов – в поселке Краснинском, его брат Иван работал завхозом артели «Интруд» в Верхнеуральске, Аким Шеверов – сапожником в совхозе Степном. А всё дело в политической системе: сверху приказали искать врагов народа, НКВДешники принялись за «работу».

В основу обвинения положены их «самопризнания». А как не признаться под пытками в застенках НКВД? Быть забитым до смерти, или отсидеть… Данное дело от начала и до конца полностью сфальсифицировано. А вдруг повезет в местах лишения свободы, выживут и вернутся к семьям.

Всех арестовали без санкции прокурора, хотя и прокурор был под надзором НКВД. Протоколы допросов свидетелей (были показания трех) осужденным не предъявлялись. Протоколы писали сами сотрудники карательного органа и под пытками добивались от подследственных их подписания. Отбывая наказание, все четверо писали жалобы. В 1940 году по делу была проведена дополнительная следственная проверка. В ходе нее передопрошенные свидетели отказались от своих показаний. Они пояснили, что об антисоветской деятельности обвиняемых им ничего не известно. А некто Леонтьев пояснил, что А. Шеверова он вообще не знает. Свидетель Владимир Б. в 1941 году говорил о каких-то высказываниях со стороны Петуховых, это же он подтвердил на допросе 20 ноября 1957 года, но расценивать эти высказывания как антисоветскую агитацию нет оснований.

Но и это еще не все. 23 мая 1940 года прокурор Верхнеуральского района принял решение: «…решение тройки НКВД по Челябинской области отменить, дело на выше указанных обвиняемых прекратить, т.к. не содержится состава преступления». По понятным причинам данное решение не исполнено. Вернулся ли кто из мест заключения, неизвестно. Но стало

известно о их семьях, которые десятки лет носили клеймо «членов семьи изменников родины».

А у Василия Петухова были три дочери, две из которых жили своими семьями. У Ивана Петухова – шестеро детей: трое сыновей и три дочери. Двое сыновей и три дочери было в семье Шеверова Акима и его жены Екатерины. У Бычкова Ивана и его жены Александры, вероятно, детей не было или они скрыли их имена от следователей карательного органа…

А был ли закон, по которому следователи могли арестовать, обыскать, допросить с пристрастием? Политбюро ЦК ВКП (б) 30 июля 1937 года утвердило представленный НКВД проект № 00447 под грифом «совершенно секретно». В соответствии с этим документом любой человек, независимо от пола, возраста, социальной принадлежности, мог быть объявлен врагом народа, но при этом НКВДешники оставались вне закона. Исключением в 1941 году стали показательные судебные процессы над бывшими сотрудниками карательного органа. 3 марта 1941 года обвиняемый Жуков, бывший начальник Верхнеуральского РО НКВД, на допросе дал следующие показания. Его попросили изложить известные ему факты преступной деятельности Придорогина (начальника Магнитогорского горотдела НКВД, – авт.) на каких основаниях арестовывали людей, сколько человек было арестовано? Он ответил: «Арестовано было около 50-60 человек. Эти арестованные отправлены в Магнитогорск, не завозя их в арестные помещения районного отдела. Через 10-15 дней в Верхнеуральск приехал Придорогин. Я в это время находился на заседании бюро Райкома ВКП/б/. Придорогиным был вызван в райотделение, который обвинил меня в том, что я вместо арестов и допросов людей, занимаюсь заседаниями, штаны просиживаю в райкоме, и предложил к утру арестовать и направить в его распоряжение 100 человек. На мое заявление о том, что я это выполнять не буду, так как имеющийся материал в достаточной степени не проверен и неизвестно, где находятся люди. Придорогин предложил доложить ему имеющийся материал. Мной последнему был доложен на 70-80 человек имеющийся агентурный материал, состоящий из первичных донесений и данных компрометирующего порядка о социальном прошлом и службе в белой армии. Придорогин предложил арестовать 70 человек. На постановлениях на арест были написаны: фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, после чего Придорогин, по его словам, поехал в Нагайбак выправлять положение, как он выразился, у второго бездельника».

За массовые незаконные аресты, фальсификацию уголовных дел в отношении жителей Верхнеуральского района бывший начальник Верхнеуральского РО НКВД и Придорогин приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Другие сотрудники этих органов приговорены к различным срокам заключения. Но самые «мудрые», предвидя свое мрачное будущее, заблаговременно уволились, а в последствии ушли на фронт и вернулись героями. Но это уже совсем другая история… Так вот и «шились белыми нитками» уголовные дела на наших земляков.

22 фамилии жителей Верхнеуральска, жертв и пострадавших от государственного террора, будут увековечены в очередной Книге памяти жертв политических репрессий жителей юга Челябинской области. Возможно, у их потомков хранятся фотографии, воспоминания, что усилит значимость данного проекта.

Нужно помнить не только героические страницы нашей истории, но и трагические, чтобы извлечь из них уроки, чтобы подобное не повторилось. Звоните: 8-9030903275; пишите: repressii-mag@mail.ru Заходите и подписывайтесь: http://knigi-pamyti.ucoz.ru/ сайт Youtube-канал «Память Магнитки. Геннадий Васильев»

Геннадий ВАСИЛЬЕВ, историк-краевед