14 января завершился 44 ралли-марафон «Дакар». 19-ю победу одержала команда «Камаз-мастер», завоевав четыре первых места в грузовом зачете. С этого года «Дакар» входит в зачет чемпионата мира по ралли-рейдам, но в связи с санкциями, российские спортсмены выступают без флага и гимна. В ответ на это весь пьедестал почета — наш!
Достойного соперника белорусскую команду «МАЗ-СпортАвто» в последний момент отстранили от участия, опять же из-за санкций. Часто можно слышать: что там осталось от «Камаза»? Поясним критикам: уже давно спортивные автомобили — это не автомобили с конвейера, это примерно то же самое, что и «Формула-1», те же болиды, только грузовые. Автомобили испытывают колоссальные нагрузки, и требуются особые усиленные узлы и агрегаты, которые выпускают единичные предприятия, в основном для всех спортивных автомобилей, но доводка происходит непосредственно в спортивной команде.
В первых ралли-рейдах использовали серийный «Камаз-4310», но главные успехи пришли в середине 90-х, стало понятно, что за победу могут бороться только спорт-прототипы (специально подготовленные для ралли-рейдов автомобили, лишь внешне и то отдаленно напоминающие серийные авто).
У последней модели раллийного «Камаза» 1150 лошадиных сил, расход топлива от 70 до 200 литров на сто километров. Один литр на километр – это нормально. «Камаз» неоднократно доказывал свое преимущество, а пилоты, штурманы, механики демонстрировали русский дух, русский характер – нас не догонишь!
Руководитель команды Владимир Чагин: «Мы смогли доказать всем, что российские «Камазы» — самые быстрые, самые надежные, лучшие в мире грузовики для бездорожья!».
«В бой идут одни старики…»
Второй год в «Дакаре» — классика, автомобили, участвовавшие в ралли до 2000 года. С начала ралли принимала участие «Нива» еще советского производства и показывала достойные результаты.
В 1977 году сошла с конвейера первая собственная разработка ВАЗа — полноприводный ВАЗ-2121 «Нива». Французский бизнесмен, занимающийся продажей в Европе автомобилей «Москвич», «Лада», а затем «Нива» Жан Жак Пок считает, что: «Это был первый настоящий внедорожник, к тому же не дорогой и выносливый. До него были только слишком тяжелые военные автомобили». Во Франции до сих пор популярна «Нива», потому что, как говорят французы, во-первых, она простая и ее можно починить. А чтобы починить современный автомобиль, нужен специалист с дипломом электротехника. Во-вторых, «Нива» — легендарный автомобиль, так как лишь нескольким машинам удалось стать частью дакаровского мифа, и он в их числе.
В этом году в ралли участвовали четыре «Нивы». Одна из них 1984 года выпуска, оснащена базовым 1,6-литровым бензиновым двигателем, МКП и системой полного привода. От стандартного внедорожника гоночный отличается особой раскраской кузова, дополнительной оптикой, особыми
покрышками, дополнительным топливным баком. В салоне установлен каркас безопасности, спортивный руль и гоночные сидения. Выступала под номером 763 (автомобильный код Самарской области) под управлением швейцарского экипажа. ВАЗ участвовал в подготовке этого автомобиля.
Конечно, на «Дакаре» в почетном зачете «Классика» автомобили шли по более облегченному маршруту. Но главное уже известно: пески, камни, гладкие асфальтовые дороги и убойное бездорожье, в условиях испепеляющей жары и проливных дождей в Саудовской Аравии, не страшны «Ниве». Даже в таком почтенном возрасте она еще способна на многое. «Нива» — единственный автомобиль, побывавший в Антарктиде. 5 апреля исполняется 45 лет с начала серийного производства легендарного автомобиля.
Александр КАУКИН