Начало в № 45, 46
При изучении истории Верхнеуральска часто встречается имя замечательного исследователя нашего края, историка-краеведа XIX столетия – Руфа Гавриловича Игнатьева (1818-1886 гг.). Его биографию восстановил Оренбургский историк Ю.С. Зобов. Также этой работой занимался уфимский историк М. Роднов. С 1859 по 1866 г. зимой Р.Г. Игнатьев жил в Верхнеуральске, наблюдая погоду и жизнь уездного города. Публиковал свои статьи в «Московских ведомостях», а также в «Оренбургских губернских ведомостях», так читатели узнавали о жизни в Верхнеуральске и уезде. Летом старался жить в селе Тунгатарово Троицкого уезда (сегодня – Учалинский район).
Село Тунгатарово находилось в одном из основных районов золотодобычи. Отправляя статьи о жизни старателей в редакцию газет, подписывал их так: «Ильтабановские золотые промыслы генерал-лейтенанта Жемчужникова и К».
Труды Р. Игнатьева дают представление о Верхнеуральске периода 1859-1866 годов. «Верхнеуральск застраивался по утверждённому плану. Одна площадь, на которой помещается собор каменный, каменные склады, гостиный двор и рынок. Верхнеуральск — деревянный город, за исключением собора. Всего в городе 731 дом, по городской оценке на сумму 662294 руб. 50 коп. Присутственные места, училище, городская больница помещаются в наёмных домах, из казённых зданий только тюремный замок, полковое и станичное правления, магазины и склады.
В 1863 году в Верхнеуральске было: жителей православного исповедания, мужчин — 1964, женщин – 1944; Римско-католического и Лютеранского – 12мужчин и 10 женщин; Магометанского – 40 мужчин и 38 женщин, всего 4025 душ.
В доход города поступает с купцов, домохозяев, заводчиков и разных сборочных статей до 5000 рублей серебром, на счёт города содержится пожарная команда, состоящая из трёх рядовых и пяти лошадей. Почтовая контора четвёртого класса, прежде называлась Верхнеуральскою почтовою экспедициею, которая была открыта в конце 18 века.
Управление 2-го Башкирского кантона, приходское училище, в котором более 30 учеников, две школы казачьего полка, в одной обучаются 40 мальчиков, в другой 30 девочек. Татарская школа расположена в первой Соборной мечети, где обучаются десять мальчиков.
Городская больница на шесть кроватей, состоящая в ведение городового врача. В городе уже правит не комендант, а назначаются городовые старосты. Все судебные дела рассматриваются в Троицкой Ратуше, а хозяйственные — в Городской думе».
Православных церквей к этому времени было три. Первая была построена при крепости в июне 1738 года и освящена в честь Благовещения Богородицы. С годами церковь ветшала и на средства жителей на площади была построена каменная и освящена в 1834 году в честь Благовещения. Собор был одноглавым, по примеру древних церквей в северных русских
районах, у входа на паперть устроена колокольня с несколькими колоколами, самый большой из которых весил 70 пудов (1 тонна 120 кг). Собор внутри был украшен настенным письмом, выполненным, как и прочие иконы в иконостасе, смешанным Византийско-Итальянским письмом, которое знатоки называли «Московским». В соборе находилась точная копия с чудотворного образа Божией Матери, принесённая сюда из села Табынского Стерлитамакского уезда и называемая в народе «Табынскою».
Сегодня образ находится в соборе Николая Чудотворца. 27 июня состоится четвёртый крестный ход к восстановленной часовне в честь Табынской Богородицы, которая была разрушена при советской власти. В 1774 году Богоявленская церковь была ещё не достроена (находилась в районе нынешней улицы Розы Люксембург). При этих двух церквях были кладбища, перенесённые на основании указа императрицы Екатерины II на выгон.
Богоявленская церковь была разобрана до основания в то время, когда строилась каменная Благовещенская, а лес от Богоявленской церкви пошёл на обжиг кирпича для Благовещенской.
Василий АШИТКОВ
(Продолжение следует)