Профобразование. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов невозможно без необходимых, соответствующих требованиям, условий. Задача организаций профобразования – дать человеку востребованную профессию. В условиях высокотехнологичных производств возникло множество новых задач по обеспечению развивающейся экономики страны квалифицированными рабочими кадрами, способными выполнять профессиональные задания по стандартам международного движения Ворлдскиллс. Всё это формирует современный образ подготовки рабочих кадров. Существенные изменения в плане обучения студентов происходят и в Верхнеуральском Агротехникуме. На протяжении нескольких лет выпускники техникума сдают демонстрационный экзамен по специальности, который принимают квалифицированные эксперты – специалисты в области сельскохозяйственных профессий. Такой экзамен сегодня – необходимость подтверждения качественной подготовки выпускника. Это процедура, позволяющая обучающимся в условиях, приближённых к производственным, продемонстрировать усвоенные профессиональные компетенции. Уже два года демонстрационный экзамен сдают выпускники, которым присваивается квалификация «Мастер по ремонту автомобиля». Для обучения будущих специалистов и подготовки их к серьёзной проверке в техникуме оборудованы две мастерские, оснащённые в соответствии со всеми современными требованиями. Здесь ребята осваивают навыки ремонта и обслуживания автомобиля под руководством мастеров производственного обучения В.Ю. Борозенца и С.И. Каминского. Сегодня качественная подготовка квалифицированных специалистов основывается на освоении современной техники, новых производственных технологий, использовании современного оборудования. Кроме того, образовательные технологии обязательно должны использоваться с учётом актуальных и перспективных потребностей рынка труда, в нашем случае, обусловленных задачами развития экономики района. Буквально недавно в техникуме принимали новый трактор «МТЗ-922.5», доставленный прямо с завода. — Это одна из последних моделей тракторов, выпускаемых в Белоруссии на минском тракторном заводе, — рассказывает старший мастер С.В. Арзамасцев. – Трактор способен конкурировать с образцами зарубежной сельхозтехники. Всеми системами его работы управляет электроника, он оснащён мощной световой сигнализацией, которая позволяет работать в ночное время, очень удобная, тёплая и светлая, с широким обзором кабина. Модель разработана на базе трактора МТЗ-82, но знакомый всем «Белорус» узнать практически невозможно. Двигатель – повышенной мощности, управление тормозами и муфтой сцепления – гидравлическое, система подачи топлива – электронная. Сергей Владимирович добавил, что некоторые узлы трансмиссии изготовлены в Германии. Трактор приобретён на целевые средства, выделенные областным Министерством образования (около трёх миллионов рублей, к которым добавлены 2% средств образовательной организации) в рамках Программы оснащения многофункциональных центров прикладных квалификаций. В рамках программы чуть раньше приобретён фронтальный подборщик. Новый трактор будет использован как учебный. Ребята будут осваивать навыки вождения, изучать топливную систему, как один из элементов будущего демоэкзамена. Демонстрационный экзамен сдают и выпускники, получающие профессию «Технолог общественного питания». В рамках вышеназванной программы оснащена необходимым современным оборудованием учебная лаборатория, в которой студенты осваивают практические навыки. — Оборудованы три рабочих места, — продолжает старший мастер, — оснащённые производственными столами, индукционными плитами, электрическими весами, кухонными промышленными комбайнами, профессиональными блендерами, холодильниками, мойками и другим, необходимым для профподготовки оборудованием. Работает с обучающимися мастер производственного обучения высшей квалификационной категории Тамара Ивановна Майданкина. После окончания техникума советской торговли по специальности «Техниктехнолог» она сразу начала работать мастером производственного обучения в одном из профтехучилищ Челябинска, а в 1995 году, возвратившись в Верхнеуральск, устроилась на работу по специальности в Агролицей. 25 лет Тамара Ивановна передаёт свой богатый опыт ученикам. Технологи общественного питания – это специалисты среднего звена, то есть более высокой профессиональной квалификации. Тамара Ивановна постоянно совершенствует педагогическое мастерство, повышает уровень профессиональной компетенции. Под её руководством студенты неоднократно участвовали в конкурсах и олимпиадах профмастерства и добивались успехов, становились призёрами. И сама Т.И. Майданкина дважды участвовала в конкурсе для специалистов в категории 50+ по методике Ворлдскиллс «Навыки мудрых» в номинации «Поварское дело». Это были конкурсы для опытных мастеров. — В первом региональном конкурсе я участвовала в 2019 году, — рассказывает Тамара Ивановна. – Увидела опытных коллег, разобралась с требованиями, оценила свои возможности. Первая попытка увенчалась Дипломом участницы, а выступление во втором региональном чемпионате было более успешным. В числе пяти участниц Т.И. Майданкина заняла второе место, уступив коллеге из Челябинска. — Задание выполняла за определённое время: готовила горячее блюдо, закуски, десерт, — рассказывает она. Показав на чемпионате высокий личный результат, Тамара Ивановна не снижает планку и при обучении студентов. За высокий уровень профессиональных компетенций и достигнутые результаты в деле обучения будущих специалистов Т.И. Майданкина награждена грамотой областного Министерств образования. Как рассказал С.В. Арзамасцев, мастер производственного обучения С.И. Каминский имеет квалификацию эксперта по подготовке обучающихся по профессии «Мастер по ремонту автомобиля». Планируется обретение подобной квалификации и Т.И. Майданкиной по профессии «Технолог общественного питания». После прохождения соответствующих курсов эксперты имеют право проверять качество профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций не только в области, но и на территории всей Российской Федерации.
Людмила КУЛАКОВА