Приоритет. Современное качественное образование – залог успеха подрастающего поколения.

О состоянии и развитии системы образования в районе рассказывают педагоги и специалисты Управления образования.

Цифра

В районе действуют: 17 школ, 35 детских садов, два учреждения допобразования, ДОЛ «Заря». Обучаются 4167 школьников и 1911 дошкольников. Образовательный процесс осуществляют 1260 сотрудников, 585 из них – педагоги.

Цели и задачи

Наталья УРЦЕВА, начальник районного Управления образования:

– Районная система образования динамично развивается, обеспечивая качественную и всестороннюю подготовку обучающихся. Для обеспечения качественного образования необходимы комфортные и безопасные условия. Все учащиеся общеобразовательных учреждений получают бесплатное горячее питание. За последние три года за счет средств районного бюджета отремонтированы пищеблоки в шести школах. В 2020 году пищеблоки всех школ оснащены необходимым оборудованием. В текущем учебном году капитально отремонтированы кровли детского сада «Родничок» и средней школы в поселке Межозерном. Ежегодно увеличивается количество средств из районного бюджета, выделяемых на обеспечение противопожарной и антитеррористической защищенности учреждений. За последние шесть лет в девяти школах капитально отремонтированы спортивные залы. В двух школах построены спортивные стадионы. В двенадцати дошкольных и двух общеобразовательных учреждениях отремонтированы и оснащены современным оборудованием медицинские кабинеты.

В текущем году в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования семь школ оснащаются мультимедийным презентационным оборудованием и программным обеспечением в целях внедрения цифровой образовательной среды, направленной на повышение качества образования, предоставления каждому школьнику доступа к современным образовательным ресурсам. Проект подразумевает одновременное использование электронных сервисов и традиционного подхода к обучению, что сделает процесс обучения более гибким, технологичным и динамичным.

Большим событием для района станет ввод в эксплуатацию нового здания школы № 2 в Верхнеуральске в начале 2022 года. Современный проект школы предусматривает наличие оборудованных учебных кабинетов, зон активного отдыха, двух спортивных залов, стадиона, тренажерного зала, актового зала, пищеблока и столовой, организацию учебного процесса в одну смену. Планируется организация групп продленного дня. Подготовлена к государственной экспертизе проектно-сметная документация на реконструкцию Петропавловской средней школы. Администрацией района предпринимаются все усилия для укрепления материально-технической базы образования, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и верить в успех наших детей.

Дошкольное образование

Рита УРЖУМОВА, специалист Управления образования:

– Доступность дошкольного образования для детей от полутора до семи лет в районе обеспечена на 100%. Показатель охвата детей дошкольным образованием за последние пять лет вырос на 6,3% и составляет 76,1%. Этого удалось добиться благодаря открытию дополнительных мест и групп, строительству нового детского сада в Верхнеуральске, организации подвоза детей дошкольного возраста из населенных пунктов, где нет дошкольных учреждений (35 воспитанников из десяти населенных пунктов).

На протяжении нескольких лет за счет средств местного и областного бюджетов оказывается социальная поддержка малообеспеченным и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, полной или 50% компенсацией установленной родительской платы. Более 15% семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, получают данный вид социальной поддержки.

Немаловажной в работе дошкольных учреждений является коррекционная работа, т.е. занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Психолого-педагогические консилиумы, созданные в каждом детском саду, позволяют раньше выявлять проблемы в развитии детей и оказывать помощь в освоении образовательной программы.

Дополнительное образование

Людмила ТИШИНА, специалист Управления образования:

– Огромная роль в формировании всесторонне развитой личности отводится дополнительному образованию. Ребята из нашего района занимаются в объединениях по шести направленностям: художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, технической и социально-гуманитарной.

В физкультурно-спортивных объединениях воспитанники занимаются футболом, легкой атлетикой, лыжными гонками, спортивными играми, шахматами, гимнастикой, спортивными танцами. С 1 сентября 2022 года в Доме детского творчества начнет работу объединение «Танцевальный спорт».

В объединениях естественнонаучной направленности занимаются юные математики, физики, биологи, экологи, которые успешно участвуют в конкурсном движении: «Эколята – защитники природы», «Подарки для елки», «Эко-костюм».

Расширяются объединения технической направленности: «Резьба по дереву», «Деревообработка», «Выжигание». Большим спросом пользуется объединение легоконструирования и робототехники. Внедрению цифровых технологий способствует центр «Точка роста» на базе школы № 1 в Верхнеуральске. С сентября 2022 года по программе «Новые места в дополнительном образовании» откроются объединения «Робототехника» в Межозерной общеобразовательной школе и «Авиамоделирование» в Доме детского творчества.

Победители областных конкурсов и соревнований могут стать стипендиатами главы района. Победители и призеры областных, всероссийских конкурсов могут подать заявку на АИС «Путевка». В 2021 году девять детей из района посетили МДЦ «Артек», ВДЦ «Смена» и «Орленок».

Лучший детский сад

Елена ПАНОВА, заведующая детским садом «Родничок» поселка Межозерный:

– «Чувствовать! Познавать! И как итог – творить!» – девиз коллектива детского сада. На базе детсада «Родничок» предоставляются дополнительные образовательные услуги, эффективно влияющие на развитие и воспитание детей: в области искусств – «Самоделкин», «Гримасики»; физической культуры и спорта – «Дельфиненок»; естественно-научного развития – «Эколята», «Ментальная арифметика»; технического развития – «Робототехника», «ЛегоЗА»; социально-педагогического развития – «Азбука на ладошках», «Английский для дошкольников», «Я расту с каждым часом…». Внедрение дополнительных образовательных услуг осуществляется на основе взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Большое внимание уделяется развитию сайта, который является источником информации учебного, методического и воспитательного характера для родителей.

Систему оздоровительной работы, позволяющую обеспечить психологический и физиологический комфорт на протяжении пребывания ребенка в детском саду, организуют опытные медицинские работники. 1 сентября 2021 года открыта коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, где им оказывают услуги логопед, дефектолог, педагог-психолог.

Также в детском саду есть логопункты, в которых ведется целенаправленная работа с детьми по звукопроизношению и развитию речи.

Российское движение школьников

Юлия АЛЕКСАНДРОВА, ведущий эксперт отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания детей:

– С 2015 года Верхнеуральский район включился в апробацию пилотного проекта по организации Российского движения школьников. Участие в этой работе выявило интерес школьников к данному движению. Школьники из района активно участвуют в региональных и всероссийских проектах. На сегодня 15% от числа обучающихся района вступили в объединение, и их количество растет с каждым днем. Новизна проекта состоит в том, что введена должность советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями. В первую очередь советник поможет создать в школе условия для успешной социализации учащихся, выстроить каждому собственную траекторию личностного развития в соответствии с интересами, способностями и талантами, станет навигатором в многообразии проектов, мероприятий, которые предлагаются детскими общественными организациями.

«Точка роста»

Галина ПАРФЕНЮКОВА, директор школы № 1 г. Верхнеуральска:

– 1 сентября 2020 года на базе школы открыт Центр образования для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленности.

Центр образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста» активно задействован в учебном процессе: проводятся уроки ОБЖ, информатики, физического воспитания (шахматы), английского языка, технологии.

Центр создан для того, чтобы дети могли определиться с выбором профессии и профиля. «Точка роста» – это огромная удача для учителей, родителей и детей, благодаря новым технологиям и возможностям.

Занятия проводятся в форме творческих обсуждений, семинаров, проектов и инициатив. На уроках информатики школьники могут самостоятельно разрабатывать сайты и писать программы для смартфонов и ПК, их увлекают занятия в видеостудии. Учащиеся третьего класса с удовольствием состязаются в шахматах.

Посещают «Точку роста» обучающиеся из других школ района. В прошлом учебном году в Центре побывали 640 учащихся. К концу этого учебного года охват контингента обучающихся составит 95%. Это значит, что все школьники с 3 по 11 классы освоят основную образовательную программу по учебным предметам «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» на современном учебном оборудовании с применением новых методик обучения и воспитания.

С помощью квадрокоптера появилась возможность изучить любые объекты местности. Наши ребята занялись исследовательской работой о происхождении названий улиц нашего города, его достопримечательностей. На уроках изобразительного искусства, изучая линейную и воздушную перспективы, линию горизонта, использовали видеофрагменты с изображением городских окрестностей.

С большим интересом ребята наблюдают за работой 3D принтера. Педагоги вместе с детьми разрабатывают образовательные приложения, создают анимированные трехмерные модели, снимают и монтируют панорамное видео.

По мнению учителей информатики, особый интерес у ребят вызывает шлем виртуальной реальности. Благодаря VR-оборудованию были организованы «посещения» музеев мира и даже экспедиции на Луну с выходом в открытый космос. На компьютерах установлено специализированное программное обеспечение, которое позволяет проектировать и создавать различные 3D-модели. Загрузил программу, надел шлем – и вот ты на экскурсии в любой точке нашей планеты. Или ты – врач, который проводит сложнейшую операцию. Вообще таким образом можно узнать тонкости всех профессий.

Современные манекены, имитаторы и тренажеры Центра позволили реализовать практические занятия по программе «Основы медицинских знаний». Ребятам демонстрировали мастер-классы по оказанию первой медицинской помощи в различных экстренных ситуациях, тем самым они получили большой багаж знаний и умений по основам медицины. Многие девочки настолько увлеклись процессом в этой области, что подумывают связать свою судьбу с медициной.

С открытием центра «Точка роста» появилась возможность идти к новым открытиям, расширять возможности для детского творчества.

Цифровизация учебного процесса

Марина МАКСИМЕНКО, директор Смеловской школы:

– Цифровизация прочно вошла в нашу жизнь. В Смеловской школе в рамках этого направления в 2019 году проведен скоростной интернет, заменена локально-вычислительная сеть в здании школы. В 2021 году в числе семи школ, попавших в проект, в Смеловской установлены три интерактивные доски. Доски работают практически на каждом уроке. В образовательный процесс активно внедряется работа на различных образовательных платформах.

Очень важна для нас работа с платформой «СберКласс». Цифровизация охватывает не только образовательный процесс, но и внеурочную деятельность. Так, наши

ученики участвуют в онлайн-инженерных каникулах, организованных региональным центром технического творчества г. Челябинска. Мы реализуем и сетевую форму организации внеурочной деятельности. Между Благотворительным фондом развития образования «АйкьюОпшн» («Возможности интеллекта») из Санкт-Петербурга и Смеловской школой заключен договор о сетевой форме реализации курса по программированию. Дети с удовольствием занимаются программированием.

Планируем на базе нашей школы открыть «Точку роста», где дети смогут заниматься дополнительным образованием, а наши педагоги получат возможность профессионального развития.

Ранняя диагностика

Надежда УСОЛЬЦЕВА, руководитель ТПМПК:

– Создание Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) в мае 2018 года – одно из достижений в системе образования района.

Основные направления работы комиссии: диагностирование, консультирование родителей и педагогов, просветительская работа и коррекционно-развивающая деятельность.

За три года работы услугами ТПМПК воспользовались более 1500 детей от 0 до 18 лет. С сентября 2021 года в компетенцию комиссии входит также обследование граждан от 18 лет и старше.

С каждым годом возрастает количество детей, страдающих речевыми патологиями, поэтому специалисты ТПМПК осуществляют раннюю диагностику речевых, познавательных и психических нарушений у ребенка, что позволяет повысить вероятность положительной динамики.

Наличие узких специалистов – логопеда, дефектолога, психолога – даёт возможность жителям отдалённых поселений района приехать и бесплатно получить как консультацию, так и квалифицированную помощь.