26 апреля отмечается Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

В ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принимала участие вся страна, однако значительная, наиболее опасная и трудоёмкая часть задач была возложена на Вооружённые силы.

В августе 1986 года была создана группировка войск, численностью около 40 тысяч человек, из запаса было призвано 32 тысячи человек. Тех, кто устранял последствия этой страшной аварии, называли ликвидаторами. Верхнеуральским РВК были призваны 38 человек.

Сегодня на территории района проживают 22 человека из этого числа: А.И. Авдеев, А.В. Жильцов, М.И. Иванов, Ю.П. Иванов, Н.П. Инчин, награждённые медалью «За спасение погибающих»; А.Н. Вернигоров, Н.И. Высотин, Б.В. Гребенщиков, награждённые «Орденом мужества» за проявленный героизм в ликвидации последствий аварии; Р.Г. Алтынбаев, Д.У. Аскаров, С.В. Величков, А.Д. Дедик, С.Т. Дони, Р.Ш. Забиров, Ю.И. Кузьмин, П.И. Луговских (награждён медалью «За заслуги перед Отечеством), Н.В. Мацук, А.В. Назаров, К.В. Паульский, С.Т. Распаев, И.С. Саламахин, Ю.В. Юртаев.

Ещё 17 человек не дожили до наших дней: Б.Н. Захаров, А.Н. Голощапов, В.Д. Зинборский, награждённые «Орденом мужества»; Ф.Х. Юмагужин, А.И. Майданкин, удостоенные медали «За спасение погибающих»; А.Н. Бутаков, А.И. Травин, М.В. Гаврилюк, А.П. Галкин, Н.П. Лазовский, С.Г. Мясников, Н.В. Горбунов, Н.А. Нощенко, Н.П. Чернов, А.П. Щепин, Н.И. Цабков, В.Н. Шеметов.

Светлана Александровна Сарычева имеет статус «эвакуированная из загрязнённой территории», она вспоминает: «Ещё вечером 25 апреля 1986 года жители Припяти были твёрдо уверены в своём завтрашнем дне. Но их жизнь разделилась на две части: до аварии и после…»

Борис Васильевич Гребенщиков был вызван по повестке в РВК в начале июня 1986 года. Тогда объявили, что призывают на военные сборы. После заключения местной медицинской комиссии и комиссии в Челябинске о годности к прохождению военной службы он и жители района Горбунов и Хакимьянов были направлены в Бишкиль. Там и узнали, что призваны в Чернобыль. «25 декабря 1986 года самолётом из Челябинска нас доставили в г. Белая Церковь, в палаточный лагерь, расположенный в 30 км от станции, – вспоминает он. – От увиденного мурашки по коже побежали: деревни пусты, населения нет, животных нет. Лес красный, стволы деревьев падали и рассыпались на мелкие части… Выдали нам форму, дозиметры, которые сдавали в особый отдел для фиксации дозы облучения. Норма в день – 25 микрорентген. После смены техника и люди проходили специальную обработку. Приборы так зашкаливали, что стоял вой и треск…»

Николай Иванович Высотин находился на ликвидации аварии с октября 1986 по февраль 1987 года. «Сто парней из района в течение месяца проходили спецподготовку по обращению с машиной для дезактивации. Страшные холода стояли той зимой, местные жители вспоминали, что таких морозов не помнят со времён войны. Мне было 38 лет, – рассказывает Николай Иванович. – Работали не на самой станции, а в городе Припять, делали

дезактивацию грунта, срезали его совковой лопатой. Сколько рентген получали, не знаем, но через четыре часа работы нас увозили на обработку. В течение трёх недель мы набрали положенную дозу радиации, остальное время работали на гражданских предприятиях».

По мнению Николая Ивановича, организация работ по ликвидации последствий катастрофы, показала тогдашнюю неподготовленность армии к чрезвычайным ситуациям, несостоятельность руководителей. К сожалению, ликвидаторам постоянно приходилось защищать свои права.

Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС уделяется большое внимание в районе. Сотрудники отдела правового обеспечения УСЗН проводят мероприятия, на которых чествуют земляков. Им вручались материальная помощь из районного и областного бюджетов, памятные знаки, изготовленные за счёт районного бюджета к «круглым» датам с момента аварии.

Ликвидаторы уберегли мир от ужасных последствий катастрофы, сохранили для нас возможность дышать чистым воздухом и радоваться жизни.

Материал предоставлен Отделом правового обеспечения УСЗН