Возрождение храма
Информация о верующих верхнеуральцах в эпоху советской власти собирается по крупицам.
До революции в Верхнеуральске были построены два каменных собора, семь деревянных церквей, три соборные мусульманские мечети, еврейский молельный дом.
В 1930 году все церкви и мечети были закрыты, иконостасы сожжены, иконы уничтожены, а ценные вещи изъяты в пользу голодающих. Великая Отечественная война сплотила православных, мусульман, иудеев на борьбу с фашизмом. Сталин и члены политбюро понимали, что в тяжёлое для страны время для православных и верующих тружеников, оставшихся в тылу и работавших для фронта, нужно открывать соборы и церкви.
В 1943 году после встречи И. Сталина с тремя митрополитами вышел Указ: в сохранившихся от разрушения церквях открывать приходы. К этому времени в Верхнеуральске сохранился единственный собор, построенный верхнеуральским купцом 1-й гильдии Н.П. Рытовым и освященный в честь Николая Чудотворца. В 30-е годы собор использовался как склад. Церковно-приходская школа была порушена – сняты полы, оконные рамы, двери. Население использовало всё это для отопления своих домов.
В Указе говорилось, что храмы могут существовать, если при них будет создана «двадцатка», то есть найдутся двадцать человек, которые, соглашаясь нести ответственность за храм, должны указать свои фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы. Список подавался в районный совет, затем отправляли в Челябинск уполномоченному по вопросам религии.
В августе 1943 года в Верхнеуральске образовалась такая «двадцатка», и Челябинская епархия направила для службы священника, спустя тринадцать лет после закрытия собора. На сходе «двадцатки» избрали старосту, помощника старосты, казначея. «Двадцатка» решала вопросы ремонта собора, заботилась о зарплате священнику, певчим хора на двух клиросах, уборщице, просфорнице, алтарнице. С августа 1943 года первым настоятелем после 13-летнего перерыва стал отец Александр (Заостровский), который служил в нашем соборе до декабря 1949 года. Сам он родом из города Кемь, что в Карелии. В 1949 году был переведен в церковь Александра Невского в Троицк. Скончался в 1951 году и похоронен в церковной ограде церкви Дмитрия Солунского.
Православная община г. Верхнеуральска собрала 60 тысяч рублей для наведения порядка в соборе и здании бывшей церковно-приходской школы. Разрушенная школа была восстановлена и приведена в надлежащий вид. Одно помещение было отведено под крестильню, сторожку, часть здания передали под квартиру священника.
До революции здания, принадлежавшие собору, были национализированы и использовались как коммунальное жильё. В июне 1945 года отец Александр
освятил собор в честь Николая Чудотворца и территорию вокруг храма. Был организован хор певчих.
26 февраля 1945 года отец Александр обратился к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви с просьбой об изготовлении штампа и печати для собора, эскиз печати прилагался. Из Челябинска рекомендовали получить разрешение областного управления НКВД, лично прибыв туда. «С моей стороны будет дано подтверждение, что Вам действительно положено иметь печать и штамп, настоятелю и приходскому Совету». Уполномоченный П. Ефимов/ И только 8 мая 1946 года отцу Александру выдали разрешение на изготовление штампа и печати.
На фото запечатлены прихожане верхнеуральского храма, которые готовили к открытию собор Николая Чудотворца 28 сентября 1948 года в праздник Воздвижения Креста Господня. В центре – отец Александр (Заостровский), рядом с ним – заштатный протоиерей отец Апполос (Тяжев), подменявший настоятелей собора в связи с болезнью или по другим нуждам. Остальные – хор певчих из числа прихожан. Рядом с отцом Апполосом сидит Сира Смирнова (Добролюбова), дочь священника станицы Магнитной отца Александра (Добролюбова), расстрелянного в Верхнеуральской тюрьме.
Во втором ряду между священниками – её муж, ранее служивший диаконом вместе с отцом Александром (Добролюбовым). Рядом с Сирой сидит Е. Половинкина, жена отца Василия (Половинкина), который служил в поселке Смелый. Арестован, пропал в Соль-Илецких лагерях.
А также на фото: Е. Рыжова, Е.Т. Данилова, Титаренко, К. Петухова, Т. Гулина, А.Н. Смагин, Литвинов, Кирилин, Катрова, Безбородов. Может кто-то из читателей узнает своих родственников и расскажет, как сложилась их судьба.
Василий АШИТКОВ