На долю родившихся в первой четверти XX века пришлась Великая Отечественная война.
Одним из представителей этого поколения является Леонид Гаврилович Терёшкин. После окончания 10 классов школы в июне 1942 года он был призван в ряды Красной Армии. Девять месяцев Леонид постигал азы военной науки в Гомельском военно-пехотном училище. В марте 1943 года молодого сержанта зачислили в 273-ю Бежицкую Краснознамённую ордена Богдана Хмельницкого стрелковую дивизию. Терёшкину довелось сражаться на Орловско-Курской дуге, освобождать Брянщину. В декабре 1943 года при форсировании Днепра, около города Жлобин в Белоруссии, Леонид Гаврилович был тяжело ранен, во второй раз за неполный год на фронте. В госпитале Леонид узнал о награждении орденом Красной звезды. В 1944 году после лечения Терёшкина демобилизовали из армии. Бывший фронтовик работал военруком и физруком в школе, затем и сам сел за парту. Он учился в Щукинском горно-металлургическом техникуме, а затем молодого геолога направили на работу в трест «Башзолото». Тогда Терёшкин и оказался в Верхнеуральске на должности начальника поискового отряда.
При участии геолога-поисковика Терёшкина обнаружены развалы бурых железняков, содержавших золото и серебро, что указывало на золоторудное месторождение. Он участвовал в открытии ещё двух медно-цинковых колчеданных месторождений: «Молодёжное» и «Чебачье». В процессе интересной и трудной работы заочно окончил Свердловский горный институт. В 1969 году Леонид Гаврилович был награждён Дипломом и нагрудным Знаком «Первооткрыватель». Он прожил долгую и плодотворную жизнь и вместе с супругой воспитал двух детей. Его жена Валентина Степановна рассказала о муже: «Леонид Гаврилович не любил говорить о войне, чаще рассказывал смешные истории… В пехотном училище, перед самой отправкой на фронт, он научился танцевать вальс и танго. По этому поводу шутил: «Пусть ранят хоть куда, лишь бы не в ноги, я ж плясать научился!»
Уроженец Форштадта Пётр Михайлович Климантов уже в августе 1941 года добровольцем ушёл на фронт. Воевал в подразделении связи. В августе 1943 года на подступах к Харькову связист Климантов был тяжело ранен и восемь месяцев лечился в госпиталях. После лечения вновь вернулся в строй, но уже миномётчиком. В венгерском селе Ямны вражеский пулемётчик засел на колокольне церкви и поливал убийственным огнём позиции русской пехоты. Пётр Михайлович всего двумя выстрелами из миномёта уничтожил огневую точку противника. В том же бою Климантовым был уничтожен ещё один пулемёт и до взвода пехоты неприятеля. За воинское мастерство и героизм Петра Михайловича позднее наградили орденом Славы III степени. Успел он повоевать и в полковой разведке, где за одну из вылазок за «языком» был удостоен второго ордена Славы. За неполные четыре года войны воевал под Сталинградом, Курском и Орлом, на Украине, в Польше, Венгрии и Чехословакии. Войну завершил в Праге в должности командира расчёта 120 мм миномётов.
За годы войны Климантов был отмечен 11-ю благодарностями Верховного Главнокомандующего. А в июне 1945 года в числе лучших воинов, Климантов шагал по Красной площади. Демобилизовался и вернулся домой гвардии старший сержант Климантов в июне 1946 года. Более 30 лет работал в райкоме партии, занимался общественной работой. Вместе с супругой они вырастили двух замечательных дочерей.
Василий Дмитриевич Редькин из посёлка Вятского был мобилизован 4 июля 1941 года. Солдатом он был опытным, действительную военную службу начинал в 1934
году. Первые полгода после мобилизации Редькин был курсантом 30-го запасного танкового полка.
В августе 1942 года, будучи командиром орудия тяжёлого танка КВ, старшина Редькин геройски отличился в боевых действиях за деревню Белый Яр в Ленинградской области: уничтожил шесть дзотов, два пулемёта и около 30 солдат и офицеров противника. Несмотря на контузию, Василий продолжал бой. За этот бой танкист был награждён медалью «За отвагу». Месяц Василий лечился в эвакогоспитале, а затем вновь вернулся в танковые войска. В июне 1943 года он был помощником командира взвода 90-го стрелкового полка. После нескольких тяжёлых ранений и долгого лечения в госпиталях в 1944 году старшину Редькина уволили в запас.
Дома его ждали жена и две дочери. После войны у Александры Матвеевны и Василия Дмитриевича Редькиных родились ещё дети. Бывший фронтовик столярничал, занимался пчеловодством, он мастерил нехитрую мебель для себя и односельчан: столы, табуреты, шкафчики. Со временем, тяжёлые увечья, полученные ветераном на войне, дали о себе знать.
Все трое уже ушли из жизни, но память о них жива: её бережно хранят дети и внуки солдат Великой Отечественной, а теперь уже и правнуки.
Артём ФУРЦЕВ