Отголосок праздника. День ВВС отметили все, кто имеет или имел отношение к военной авиации.
Массовые праздничные мероприятия по случаю Дня ВВС проходят в крупных городах, в которых дислоцируются базы ВВС. На территориях воинских частей проводят парады, марши и экскурсии, демонстрируют авиационную технику. На аэродромах устраивают летные шоу, на которых можно увидеть зрелищные трюки. Планеристы и парашютисты демонстрируют свое мастерство. Устраивают мастер-классы, где желающие могут оказаться за штурвалом самолета. Отличившимся служащим вручают награды, грамоты, ценные подарки, вносят благодарности в личные дела.
Верхнеуральские ветераны Военно-воздушных сил не остались в стороне от корпоративного ликования, тоже отметили праздник. Был он поскромней, чем на крупных авиабазах, и степенней, чем у ветеранов ВДВ. Оно и не мудрено. Именно так ведут себя отцы, относительно своих расшалившихся детей. Где были бы ВДВ, если бы не было авиации? Вопрос, при всем уважении к десантникам, остается открытым. А то, что они, бывает, шумят, так с возрастом это обычно проходит.
Дата праздника имеет символическое значение. Большинство источников ссылается на указ Николая II от 12 августа 1912 года, который является исторической точкой отсчета основания воздушного флота. Однако в реальности существует только один исторический документ с подобным содержанием – приказ № 397 от 30 июля того же года (12 августа по новому стилю), завизированный генералом от кавалерии и Военным министром В. А. Сухомлиновым. Согласно этого приказа, именно тогда была создана специальная воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба под командованием генерал-майора М.И. Шишкевича.
Солдаты срочной службы в авиации занимаются наземным обслуживанием самолетов, аэродромов, их охраной. Самое большее, на что может рассчитывать срочник в желании увидеть землю с высоты и стать членом экипажа самолета, так это — попасть в стрелки-радисты. Однако, значение младших авиационных специалистов в современной авиации неоспоримо. Можно смело сказать, что сегодня ни один самолет не поднимется в небо, не будь рядом с ним перед стартом нашего брата, солдата срочной службы. Специальностей, которыми овладевают в армии вчерашние мальчишки огромное множество, и все они первостепенные и требуют максимальной отдачи и ответственности. Поэтому во время встреч ветеранов, служивших в авиации, всегда царит необычайно мирная и дружественная обстановка, потому, что каждый знает, насколько важную миссию выполнял в свое время он сам и его товарищ. И не важно, кто и где служил: в Ленинграде или Энгельсе, в Спасске Дальнем, Фергане или Семипалатинске, важно, что они искренне любят свой необычайно красивый желто-голубой с крылышками флаг, помнят и не считают потерянными два года молодости, проведенные в сапогах и шинелях.
Кстати
Знаете, почему пилоты на заре авиации носили шелковые кашне? Все от того, что в самых первых военных самолетах не было приборов, позволяющих определять местонахождение противника, и летчикам приходилось постоянно вертеть головой по сторонам. Чтобы воротничок формы не натирал шею, в обмундирование были введены шелковые шарфы. Некоторые летчики и сейчас их используют, в знак уважения традиций. Ну, и для особого шика, конечно.
Рядовой Виктор БОГАНОВСКИЙ, в/ч 23505