Автомобиль марки «Руссо-Балт» выпускали на русско-балтийском вагонном заводе в Риге. Сначала это предприятие Российской империи выпускало вагоны, затем освоило производство автомобилей, самолётов и кораблей.

В 1908 году в Риге был создан автомобильный отдел под руководством директора Ивана Александровича Фрязиновского. На должность главного конструктора пригласили 26-летнего Жульена Поттера, работавшего на бельгийской фирме «Фондю». Автомобили «Фондю» и стали прототипом первых «Руссо-Балт». Первые автомобили выпускали под названием «Русско-Балтийский». «Руссо-Балт» закрепилось вследствие сокращения французского «Russo-Baltique» (Руссо-Балтик).

26 мая 1909 года началось производство первой серийной модели «Руссо-Балт», с индексом С-24/30 (24 – расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 – максимальная). В конце 1910 года руководство завода приобрело «Экипажную фабрику Фрезе и К» – российского автопроизводителя-первопроходца. Мастерские предприятия находились в Петербурге. В 1913 году была изготовлена первая машина с полугусеничным движетелем, предназначенная для эксплуатации зимой. Она была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами с металлическими гребнями. Автомобили этой марки были известны по всему миру, благодаря своим победам в престижных соревнованиях Санкт-Петербург – Монте Карло в 1912 и 1913 годах. «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.

О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу, изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за семь лет. Осенью 1915 года император Николай II принял решение эвакуировать завод в Московский район Фили.

В 1918 году завод национализировали и постановлением Совета Народных Комиссаров переименовали в Первый государственный бронетанковый завод. Автомобили «Промбронь» – это переделанные «Руссо-Балты». В 1923 году завод был передан в концессию фирме «Юнкерс», начался выпуск самолётов Ю-20, Ю-21. По состоянию на 2013 год бывший бронетанковый завод принадлежит ГКНПЦ имени М.В. Хруницева и занимается выпуском ракетно-космической техники. Единственный сохранившийся автомобиль «Руссо-Балт» экспонируется в Политехническом музее.

«Аурус» – семейство автомобилей представительского и высшего класса проекта «Кортеж». Проект разрабатывался с 2012 года и включал создание и производство премиальных автомобилей для первых лиц, а также внедорожника и микроавтобуса. В качестве стартовой идеи при разработке стиля «Аурус» был взят дизайн ЗИС-110, первого советского послевоенного автомобиля представительского класса.

В составе семейства предусмотрены на единой модульной платформе «Аурус» – лимузины, седаны, внедорожники-кроссоверы, микроавтобусы. Названия моделей были выбраны в соответствии с названиями кремлёвских

башен: седан и лимузин – «Сенат», минивен – «Арсенал», внедорожник – «Комендант».

7 мая 2018 года впервые Президент России Владимир Путин приехал на инаугурацию на лимузине «Аурус Сенат».

5 марта 2019 года на 89-м международном Женевском автосалоне состоялась премьерная европейская презентация автомобилей «Аурус». Название образовано от латинского aurum – «золото» и Russia – «Россия». Специально для автосалона модель была представлена в новом цвете, который получил название «Русское золото».

Между «Руссо-Балтом» и «Аурусом» славный путь в 110 лет отечественного автомобилестроения.

Александр КАУКИН