Традиции казачества

Название ритуала «Приведение атамана к присяге» не случайно. Будущего атамана действительно ведут, держа за руки, два пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукой щеки атамана. Считалось, что так он теряет силу, обретаемую в момент принятия присяги. Пристав слева правой рукой держит атамана за левый рукав выше локтя, левая рука атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястьи левой руки пристава (по тому же принципу поступает пристав справа). Положение, в котором ведут атамана к присяге, именовалось в старину «растяжкой». Атаман действительно как бы «растянут» между приставами, издали его фигура напоминает крест. В связи с этим он должен стоять ровно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обе ноги.

Приставы снимают с атамана мундир, расстегивают рубаху так, чтобы был виден нательный крест. Есаулец может взять и показать крест казакам, объявив, что будущий атаман православный. Казаки отвечают: «Любо!» и все встают. Стоя лицом к станице, атаман произносит: «На Христовом Животворящем Кресте, на Священном писании присягаю служить верно, не щадя жизни и живота (имущества) своего. Беречь казачью честь, преумножать достояние станицы, беречь казаков! Я ваш отец, вы – мои дети!».

Затем кланяется станице и, ведомый приставами, кланяется в пояс старикам. Старики и станичники кланяются в ответ. Затем приставы подводят атамана к священнику. Атаман целует крест и лежащее на аналое Евангелие, затем, ведомый приставами, выходит на середину Круга. На него надевают мундир, перепоясывают саблей через правое плечо и полотенцем через левое. (Это символы военной и хозяйственной власти атамана. Перекрещенные перевязи означают правление атамана Христом).

Окружной или войсковой, или старший по возрасту атаман вручает принявшему присягу пернач, который он, принимая, целует и трижды целуется с вручившим. Старики подносят атаману насеку. Дежурный есаулец торжественно командует: «Перед атаманом шапки долой!». Все, кроме атамана, стоящего рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение атаману. По закону все присутствующие на Кругу должны после этого подойти к крестному целованию и целованию Евангелия.

Влад БОГДАН