Дата 2 октября работники профтехобразования отметили юбилей Трудовых резервов страны. Говорят, в карете прошлого далеко не уедешь. Это верно, но невозможно не вспомнить об истории старейшего учреждения профтехобразования области, 86 лет существующего в Верхнеуральске, тем более, когда о ней рассказывают его ветераны. Жизнь, судьба и работа Даниса Минихановича Галимова и Марата Жамаловича Газизова накрепко связаны с ССПТУ № 8, когда они начинали свой трудовой путь, ставшим Агролицеем на момент завершения ими педагогической деятельности. А это значит, что при их непосредственном участии осуществлялся ряд перемен, способствовавших развитию образовательной организации и обретению ею более высокого статуса. Оба они – профессионалы высокого класса, около 30 лет посвятившие непростому делу обучения профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» огромной армии мальчишек, которые, теперь уже сами отлично владея делом, добрым словом вспоминают своих наставников. Данис Миниханович и Марат Жамалович получили специальную подготовку в Шадринском индустриально-педагогическом техникуме, оба квалифицированные техники-механики, мастера производственного обучения. Однако, у каждого из них своя история. Данис Галимов по окончании ССПТУ № 8 в начале 60-х устроился на работу в Сельхозтехнику, а через год в его жизни произошел поворот, определивший всю дальнейшую судьбу. – Когда я сам был еще курсантом, с нашей группой работал Валентин Прокопьевич Малахов. Именно он и уговорил меня поступить в техникум, – вспоминает Данис Миниханович. – Я согласился. По окончании техникума молодой мастер производственного обучения приехал в Верхнеуральск к новому месту работы, где уже отработал практику. – Принял группу, которая готовилась к выпуску, – продолжает Данис Миниханович. – Трудностей не испытывал, к работе в профессиональном плане был готов, но очень долго вникал в воспитательную составляющую деятельности мастера. А потом дело пошло. За время работы Д.М. Галимов выпустил не менее десяти групп, что называется «на полный круг», с полным сроком обучения. Работал и в группах по подготовке шоферов с квалификацией слесаря, которые обучались в течение одного года, но больше обучал ребят – трехгодичников, параллельно профессии получавших среднее образование. Вот тут хлопот прибавилось именно в воспитательном плане. Марат Газизов учился на тракториста в училище в Пласте. Закончив техникум в Шадринске по распределению приехал в Верхнеуральск. – Когда я заканчивал учебу, в техникум приехал представитель из Челябинской области и предложил поехать в Верхнеуральское ССПТУ № 8, – рассказывает Марат Жамалович. – Записались несколько ребят, в том числе и я. Марат Жамалович сразу начал работать в группе с трехгодичным сроком обучения. Данис Миниханович и Марат Жамалович погрузились в воспоминания и, дополняя друг друга, что-то уточняя, рассказывали и рассказывали о том, как их встретили в коллективе, о коллегах, с которыми работали бок о бок, о громкой славе училища в те времена, о своих учениках. – В конце 60-х – начале 70-х годов в механизаторах очень нуждались в совхозах и колхозах, – говорит М.Ж. Газизов. – Контингент учащихся достигал 700-800 человек, – добавляет Д.М. Галимов. – Учились на трактористов, водителей, вели подготовку водителей для армии по линии военкомата. Подготовка была организована на высоком уровне. С гордостью мастера-ветераны подчеркнули, что училище располагало внушительным количеством техники, которую получали прямо с заводов, как например, трактора марки «Т-150 К» и «Т-130». Мастера вместе с учащимися осваивали их в училище. – Ни в одном хозяйстве не было столько техники, сколько у нас, – подчеркнул Марат Жамалович. – Училище «гремело», было одним из лучших, как и вся система профтехобразования в области, возглавляемая В.П. Омельченко. (имя этого строгого, принципиального, грамотного и рационального руководителя хорошо известно ветеранами ПТО. Мне тоже в самом начале профессиональной деятельности приходилось встречаться с Виталием Прокофьевичем, когда он приезжал в наше училище. – авт.). Мастера с ностальгией вспоминали время процветания системы ПТО, которая внесла значительный вклад в развитие экономики страны в целом и нашего региона в частности. Подготовке рабочих кадров уделялось огромное внимание, работали высококлассные специалисты, безупречно владевшие мастерством, передаваемым молодежи. – Учащиеся были на полном гособеспечении: их одевали, обували, они получали четырехразовое питание, стипендию, – вспоминает Марат Жамалович. – На учебу к нам направляли ребят не только из колхозов и совхозов района, но и других областей, – поддерживает коллегу Данис Миниханович. – К десяти государственным рублям стипендии добавлялись еще сорок от хозяйства, по тем временам это были хорошие деньги. О своих учениках оба отозвались по-доброму, а это – главный показатель для тех, «кто из профтех»: не делить на «плохих» и «хороших», относиться ко всем и каждому ровно, научить работать по-настоящему. Из скромности мои коллеги умолчали о своих достоинствах, которые всегда приносили им уважение ребят. За каждым мастером производственного обучения был закреплен гараж и несколько единиц техники: два, а то и три трактора, комбайн, с десяток сельхозмашин. Так вот гаражи никогда не пустовали и были открыты для ребят не только на время учебной практики. По характеру очень уравновешенный мастер Галимов с чувством, толком, расстановкой прививал ребятам интерес к профессии, а мастер Газизов – придумщик и экспериментатор – сконструировал действующую модель машины, от желающих прокатиться на которой не было отбоя. Более десятка лет я работала рядом с этими мастерами, видела и знаю их преданность профессии и лучшим традициям образовательной организации. Именно они, выходцы из системы Трудовых резервов, преумножали авторитет училища, а потом и лицея. Добрым словом вспомнили мастера своих коллег: Н.И. Скалауха, В.П. Малахова, заслуженного мастера ПТО РФ М.И. Юшачкова – старших мастеров; Х.Х. Гарифуллина, заслуженного мастера профтехобразования А.О. Дудина, М.И. Колтакова – мастеров п/о; Н.И. Илюхина, А.В. Нарыкова, К.Е. Искандырова, В.А. Кожевникова, Л.Н. Петухову, А.Е. Кожевникову, Ю.Е. Кожевникова – преподавателей спецдисциплин; А.Н. Васютина, И.Е. Пахомова – заместителей директора по УПР, Я.П. Колонюка, заведовавшего учебным хозяйством; легенду училища, скрупулезного документоведа, педагога, отлично владевшего методикой профподготовки, С.М. Билялова, директора, который принимал их на работу, В.М. Максимихина, его преемника В.Г. Доттая. – Когда мы приехали устраиваться на работу, нас очень хорошо встретили, – вспоминает Марат Жамалович. – Сразу оговорили размер зарплаты, пообещали жилье в строившемся многоквартирном доме. – А пока дом еще только возводили, – говорит Данис Миниханович, – нам предоставили квартиры на улице Мира, 60. Там мы и жили. А квартиры в доме на территории учебного городка ССПТУ мастера и семьи других сотрудников получили и до сих пор живут в них. О выбранной профессии Д.М. Галимов и М.Ж. Газизов ни разу не пожалели, хотя рабочий день был не нормирован (обучение и воспитание – это круглосуточно), приходилось ездить с целью контроля по хозяйствам, когда ребята были на производственной практике, самим участвовать в полевых работах на учебном хозяйстве за штурвалами комбайнов и рычагами тракторов – и пахали, и сеяли, и убирали урожай. Всё это было. Марат Жамалович и Данис Миниханович – ветераны труда, ветераны профтехобразования. Они оба без пафоса признались, что всегда работали с удовольствием и вспоминают об этом времени как о лучшем в их жизни. С училищем тесно связана вся семья Галимовых: супруга Лидия Алексеевна 40 лет работала поваром в столовой, получил здесь профессию сын Борис, сегодня в бухгалтерии Агротехникума работает дочь Ольга. Присоединившись к нашему разговору, Лидия Алексеевна Галимова вспомнила и о своих коллегах-поварах: Н.В. Колонюк, Д.В. Трофимовой, Т.А. Хотеновой. – Мы к пяти утра уже были на работе. Готовили завтраки, обеды, ужины для ребят – их очень много было. А во время посевной и уборочной готовили для работавших на учебном хозяйстве, – рассказала она. В числе ветеранов профтехобразования и инструктор по вождению автомобиля Александр Алексеевич Чупраков. Кстати, тоже выпускник ССПТУ № 8. За его плечами 20 лет стажа. Мастера-инструкторы А. Чупраков, С. Ляпин, В. Губанов, В. Шагалов работали на совесть. Им было, у кого учиться. Придя в училище в качестве мастеров, они работали рядом со своими бывшими наставниками. – Мы в течение года работали в трех, а то и в четырех группах, – вспоминает Александр Алексеевич. – Правила дорожного движения преподавал Л.В. Половинкин. К качеству подготовки водителей подходили очень требовательно. Если из 30 учащихся двое не сдавали экзамена по ПДД, это считалось большим упущением. За годы существования образовательной организации было обучено огромное количество ребят. Многие из них достигли успехов в профессии и очень благодарны за наставничество мастерам и преподавателям, с именами которых до сих пор связывают представление о своем профессиональном становлении. К сожалению, многих уже нет, но их вклад в развитие профтехобразования в районе заслуживает огромного уважения. Людмила КУЛАКОВА, почетный работник НПО Российской Федерации, ветеран профтехобразования От автора В канун праздника особых слов благодарности заслуживает Сергей Дмитриевич Панов, 25 лет возглавлявший коллектив. Как руководителя его отличали открытость всему новому, желание овладеть педагогическим мастерством, стремление к повышению имиджа образовательной организации в районе. Благодаря его личным усилиям и умелой организации деятельности команды единомышленников сегодня в Верхнеуральске работает Агротехнологический техникум. Заслуженный учитель РФ, долгие годы возглавлявший коллегию директоров сельских профтехучилищ, он был активным участником создания при образовательной организации Ресурсного центра, по-отечески относился к учащимся, поддерживал коллег и ветеранов и в горе, и в радости. От имени сотрудников, работавших под руководством С.Д. Панова долгие годы, поздравляю его с днем рождения, Днем учителя и юбилеем ПТО. Сил, оптимизма, здоровья вам, уважаемый Сергей Дмитриевич! Справка «КУ» 80 лет назад, 2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 37 была создана единая централизованная система профтехобразования. Было организовано 1549 школ ФЗО и ремесленных училищ, где молодежь обучалась более чем 400-м профессиям и специальностям. Суровой проверкой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. За четыре военных года училища и школы трудовых резервов передали в народное хозяйство 2,5 млн. молодых рабочих. Не менее яркий подвиг совершили Трудовые резервы и после войны, восстанавливая разрушенное хозяйство страны. С 90-х годов 20 века началось реформирование системы начального профобразования. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 года утверждено типовое Положение об учреждении НПО по новой структуре, обучение осуществляется на основе государственных профессиональных стандартов. Современные требования рынка труда вызывают необходимость модернизации образования. Первоочередная задача – опережающее развитие начального и среднего профобразования, достижение конкурентоспособности выпускников на мировом рынке труда. С 1940 года система Трудовых резервов развивалась, видоизменялась, реформировалась, но во все времена оставалась необходимой и значимой для государства. Значительный вклад вносили и вносят в укрепление экономики страны выпускники Трудовых резервов России.
Мастера
