Краеведение. Советы и рекомендации получили заинтересованные проблемой представители различных организаций города.
Верхнеуральск – город провинциальный, небольшой, но некогда был известен на всю губернию, а сейчас его всё чаще называют музеем под открытым небом. Действительно, мы наследники богатейшей, интереснейшей истории, которую бережно исследуют и стараются сохранить местные краеведы. Но известна она, эта история, только нам, живущим на этой земле. А ведь этот «недостаток» можно исправить, попытавшись создать полноценный туристский продукт. Как? Об этом и шла речь на мастер-классе в краеведческом музее.
Представители фонда развития краеведения и туристической информатизации на территории Урала «Наш Урал» из Екатеринбурга выступили перед собравшимися в выставочном зале краеведами, руководителями школьных и сотрудниками краеведческих музеев, работниками ряда городских организаций с сообщением о том, каким образом можно привлечь туристский интерес к той или иной территории, в нашем случае – к городу Верхнеуральску и району. У нас есть, что показать и о чем рассказать, в нескольких поселениях и в городе разработаны туристические маршруты. Чтобы их шире представить, можно использовать интернет-портал «Наш Урал».
Чем и как заинтересовать потенциального туриста, и рассказали гости, кроме того, все участники мастер-класса получили содержательные методички, которые будут хорошим подспорьем в работе.
О деятельности фонда и ее основных направлениях рассказал участникам встречи член Союза журналистов России Алексей Ильич Герасимов. Пристальное внимание к малым городам, которое уделяется в последнее время в плане развития туризма, стало одним из поводов для создания Ассоциации малых туристских городов. Задача организации – заинтересовать российских и зарубежных туристов небольшими провинциальными городами, которые обладают определенным туристским потенциалом.
Есть такие города и на Урале, в каждом из них – своя неповторимая, интересная история, удивительные люди, оригинальные достопримечательности. Сделать всё это известным более широкому кругу людей можно с помощью интернета и социальных сетей. Конечно, это большая работа, требующая времени, но идеей – сделать малый город и его окрестности привлекательными для туристов – можно объединить самых разных людей: краеведов, историков, работников музеев, предпринимателей, руководителей туристических объединений. Для продвижения города или поселка как туристского объекта необходимо объединить знания, компетенции, энергию этих людей, обучить их способам описания туристических объектов и основным навыкам размещения полученной информации в интернете. Для обучения представителей общественности и был разработан специальный проект: «Малые города – удивительные достопримечательности. Мастер-классы для жителей малых городов».
Вот такой мастер-класс гости из Екатеринбурга предложили верхнеуральцам. Было рассказано с использованием видеопрезентаций о том, как писать качественные статьи о достопримечательностях, истории, легендах города и его людях; как сделать хорошие фотографии для иллюстрации статей; как размещать созданные статьи с фотографиями в интернете.
Следует отметить, что краеведческий фонд «Наш Урал» работает при поддержке Фонда президентских грантов и, кроме реализации проекта по привлечению интереса к малым городам как туристическим объектам, выпускает книги, проводит краеведческие конференции, организует исследовательские экспедиции.
Представители Фонда работали в Верхнеуральске два дня. Как рассказала заведующая научно-просветительским отделом краеведческого музея Алена Кацюба, гости побывали в Степном поселении, посетили поселок Смеловский, городской краеведческий музей, храм, старинный Некрополь.
— Поднявшись на колокольню храма в сопровождении краеведа В. Ашиткова, они увидели нашу знаменитую надпись «Ленин» у подножия Извоза, — рассказывает Алена Александровна, — конечно, пожелали поехать и рассмотреть всё поближе. Побывали и у часовни в честь иконы Табынской Божией Матери, и в Карагайском бору.
Пребыванием в Верхнеуральске гости остались очень довольны. В районе и в городе можно увидеть много интересного, правда, по их мнению, двух дней для этого мало. Они поблагодарили сотрудников музея, администрацию района за теплый прием и организацию интересной поездки по окрестностям и поселениям района. Ну, а работникам музея, краеведам и общественникам, как говорится, и карты в руки. Предстоит основательно продолжить работу по созданию и развитию привлекательного туристского облика Верхнеуральского района.
Людмила ВАСИЛЬЕВА
Внутренний туризм: зарабатывать и экономить
Правительство России утвердило национальный проект по развитию внутреннего туризма. Многие его положения выработаны и внесены партией «Единая Россия».
Предполагается, что в развитие инфраструктуры отдыха в регионах до 2030 года будет вложено больше 2 трлн. рублей. Вопрос о перспективах внутреннего туризма в ходе ежегодного отчета правительства РФ в Госдуме озвучил руководитель фракции «Единой России» Сергей Неверов. По его словам, пандемия заставила по-новому посмотреть на вопросы отдыха граждан внутри России.
Председатель Правительства Михаил Мишустин подчеркнул, что к 2030 году больше, чем в два раза вырастет объем туристических поездок по стране — до примерно 140 миллионов в год. Кроме того, увеличится количество рабочих мест — фактически до пяти миллионов.
Напомним, в послании Федеральному собранию Владимир Путин поддержал предложение «Единой России» возвращать половину стоимости путевок в детские лагеря. Программу уже начала работать: кешбэком за детский отдых уже в 2021 году смогут воспользоваться почти 400 тысяч человек. Правительство выделило на программу 5 млрд. рублей. «Единая Россия» находится в постоянном контакте с Ростуризмом и проследит за тем, чтобы программа заработала до начала активного туристического сезона.
Лидер регионального отделения ЕР, губернатор Алексей Текслер неоднократно подчеркивал необходимость развития внутреннего и въездного туризма в регионе. По мнению главы региона, это даст не только новые экономические точки роста в виде дополнительных налоговых поступлений и рабочих мест, но и будет способствовать цивилизованному отношению к природе, снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду.
«Люди приезжают, пользуются благами природы и прочим, но как индустрию с созданием новых рабочих мест, налогов мы преимущества туркластера практически не используем. Наша задача – эту ситуацию изменить, при этом обращая внимание на экологию, чтобы не навредить нашим особо охраняемым зонам, и есть сейчас все возможности, чтобы совместить и то, и другое», – отметил Алексей Текслер.
По данным Минэкономразвития региона, Южный Урал ежегодно с целью туризма посещают более 2,5 млн. человек. Но пока преобладает туризм выходного дня, и приезжают к нам в основном только гости из соседних регионов. Все эти факторы делают область потенциально конкурентоспособной в сравнении с регионами-лидерами отрасли, однако этот потенциал еще предстоит реализовать.
И новый национальный проект дает для этого все возможности. Важно грамотно ими воспользоваться.