На август приходятся два значительных юбилея отечественного Автопрома.

95 лет назад, в 1924 году, на заводе АМО – Автомобильное Московское общество доработали и выпустили первый советский автомобиль АМО-Ф-15 (FIAT-15 ТЕГ). С этого момента началось развитие советского автомобилестроения.

В течение 1931-1933 годов, предприятие было реконструировано и переименовано в ЗИС, здесь выпускали грузовики по лицензии американской фирмы «Autocar». В Нижнем Новгороде (ныне – Горький) в период с 1930 по 1932 годы было построено предприятие «НАЗ» (ГАЗ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы «FORD Motor». Оба предприятия, построенные в эпоху индустриализации страны, стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями – «ГЗА», «ЯГАЗ», «КИМ» обеспечили СССР первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков в 1938 году. До Великой Отечественной войны советский автопром произвел свыше миллиона автомобилей, значительная часть которых поступила в РККА.

Во время войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые предприятия УльЗИС и УРАЛЗИС (ныне УАЗ и АЗУрал).

В годы войны автомобили собирали из машинокомплектов, поставлявшихся по ленд-лизу.

Массовая автомобилизация СССР началась в середине 60-х годов со строительством Италией Волжского автомобильного завода в Тольятти. На его мощностях массово выпускали легковые автомобили марок «Жигули и «Нива», первых комфортабельных полноприводных джипов, что было достаточно передовым и для Европы. Также появилось и достаточно крупное производство легковых автомобилей ИЖавто, преимущественно ИЖ-2125 с новым типом кузова хэтчбек.

В 60 годы экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, с грузоподъемностью 8-20 тонн, с более экономичным дизельным двигателем. Существовавшие заводы эту потребность выполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве большегрузных автомобилей. Строительству именно здесь способствовало расположение города в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги.

По первоначальному проекту завод должен был производить 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год.

ЗИЛ-170 грузовой автомобиль, с колесной формулой 6х4 разрабатывался на заводе имени Лихачева в течение двух лет, и стал основой первой линейки завода КАМАЗ. С 1976 по 2000 год это был серийный выпуск автомобилей «КАМАЗ-5320».

В 1967 году на заводе приступили к разработке нового перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175, аналогичных по классу ЗИЛ-133.

В качестве прототипа был выбран американский International COF-220, формы которого в версии ЗИЛа были изменены. Для автомобилей КАМАЗ кабину вновь переработали, разработали бездисковое колесо 260х508 на пяти спицах.

В 1969 г. изготовлены пять автомобилей семейства: один трехосный бортовой грузовик 5320, два длиннобазных трехосных бортовых грузовика 53202, два короткобазных трехосных шасси под самосвал 5510.

Сегодня марка автомобилей КАМАЗ с изображением дикого степного аргамака известна во всем мире.

Александр КАУКИН