За 15 лет с момента появления на петропавловской земле крупнейшего инвестора «Птицефабрика челябинская», в ПЗК происходили структурные и кадровые изменения. Существенные инвестиции были направлены на обновление технического парка и улучшение плодородия почвы.
Перемены в зернокомплексе, произошедшие в текущем году, оценивает заместитель директора ПЗК по развитию Мария Салихова.
Напомним, что значительную долю своего агрономического стажа Мария Викторовна посвятила Петропавловскому аграрному сектору. Она и сегодня по совместительству исполняет обязанности главного агронома предприятия. А начинала здесь в 2002 году.
– Итак, что изменилось за это время?
– Произошло очень многое. Петропавловск пережил три реструктуризации. И если делать какие-то обобщения, то следует признать, что проводимые реформы были плодотворными и на экономической составляющей предприятия отразились положительно.
В частности, поэтапно шло укрупнение площадей, и из 10 подразделений были сформированы три.
Сегодня ПЗК работает по типу МТС. Такая управленческая схема подразумевает укрупненные севообороты. По нескольку полей в одном массиве заняты одной культурой или одной структурой севооборота. Это удобно для организации производственного процесса. Хотя имеют место и недочеты: не все поля одинаковы по структуре, у каждого – свои особенности. Несмотря на то, что мы работаем крупными комплексами, нам придется с этим считаться и подходить к каждому полю индивидуально.
– Возвращение к МТСэсовской эпохе можно считать очередной реструктуризацией.
– Я бы отнесла это к введению новых элементов управления в уже сформировавшуюся систему. Современные агротехнологии требуют точного земледелия и здесь необходимо находить критерии, которые в дальнейшем будут учитываться как основные. Без внедрения новых элементов не обойтись.
– В свое время ПЗК расширило свои «исторические границы», и появилось структурное новообразование – ВЗК. Что сегодня с Верхнеуральским комплексом? Сохранился ли он?
– На ВЗК мы работаем в прежнем режиме. Единственное, мы отказались от некоторых площадей вокруг поселка Урлядинский.
– И какова площадь отказа?
– Около 1300 гектаров.
– Вы отказались от «непривлекательной» земли?
– На наш взгляд, эти земли не оптимальны в плане плодородия.
Инвестор сегодня ставит задачу: работать более эффективно с землей в рамках имеющихся границ. Изыскивать внутренние резервы, внедрять новые технологии и системы управления.
– Если не ошибаюсь, у ПЗК общая земельная площадь?…
– Около 40 тысяч гектаров. Точно сказать сложно, потому что продолжается процесс переоформления от одного собственника к другому. Ситуация с землей меняется.
– 40 тысяч – экономически целесообразная территория? Спрошу иначе: реально ли эффективно управлять таким массивом и всюду успевать? Возможно, поэтому вы и воспользовались опытом МТС?
– Существует немало моделей ведения аграрного бизнеса. Выбранный нами нельзя считать МТС в «чистом виде». Управленческое звено никуда не выезжает, остается на месте. Люди продолжают работать на своих участках. Просто, некоторые элементы организации труда в полевых условиях нами заимствованы по принципу МТС. А ПЗК функционирует, никуда не перемещается. Как я уже говорила, некоторые вопросы остаются. Но это и хорошо, есть, над чем работать.
– С какого времени вы приступили к работе?
– С апреля.
– Как прошла посевная?
– Нормально. С точки зрения агрономической составляющей, каждая посевная преподносит свои «сюрпризы», ведь мы имеем дело с природой.
С поставленными задачами справились, отсеялись за 28 рабочих дней. Баланс по срокам сева определить было сложно. Весна выдалась затяжной, просматривался недостаток температуры и влаги. Были нюансы с техникой, но справились.
– Заготовка кормов, химпрополка, пары – что по этим позициям?
– О кормах пока сказать нечего.
Химпрополку посевов полностью закончили к 30 июня. Стояла задача с химзащитой сработать оперативнее, потому что культуры и сорняки быстро развивались в июне. У первых и последних сроков посевов была незначительная разница в 4-5 дней. Это особенности холодной затяжной весны. Приходилось оперативно принимать решения по препарату и часть баковых смесей готовить на месте.
Привлекались сторонние организации. Свои силы задействованы в основном на обработке технических культур, где требовался основной контроль и соблюдение параметров.
Проведена химобработка на 28 тысячах гектаров в физическом весе. Некоторые поля технических культур обрабатывались до 4 раз.
– Саранчовых не наблюдается?
– На удивление нет. Проехали все поля, в том числе ВЗК, где всегда были проблемы. Нигде нет саранчи.
– Есть ли увеличение по парам?
– Да – 11 тысяч гектаров. Это связано с задачей по максимальной очистке полей от сорняков. Вчера закончили обработку паров на второй след.
В августе по парам проведем химобработку гербицидом сплошного действия.
– Сегодня настраиваетесь на уборку?
– Мы выполнили основные полевые работы, приостановились и занялись подготовкой к уборке. В ЦРМ и на открытых площадках активно идет ремонт уборочной и сопутствующей техники.
– Когда думаете выгонять первые комбайны?
– Из-за задержки вегетации уборка также может несколько затянуться. Но к середине августа планируем выходить на озимые культуры.
– Ваш прогноз на этот год, как опытного агронома.
– Считаю год стандартным и стабильным в плане погоды в течение четырех лет. Температурные смещения и задержки бывают всегда. В этом году они пришлись на весну. Не вижу серьезного повода волноваться из-за климатических проблем. Все достаточно оптимально.
– Сколько работников в ПЗК?
– В сезонные периоды наблюдается приток временных работников, поэтому штат колеблется от 180 до 230 человек. Сегодня задействовано порядка 80 механизаторов, в основном свои – петропавловцы.
– Чем их будете мотивировать на ударный труд?
– В Положение об оплате труда вносятся новые стимулирующие элементы. Возрастной состав механизаторов меняется, иными становятся и требования к работодателю.
Важно двигаться в ногу со временем.
Беседовал Николай ВАСИЛЬЕВ