Личность. 9 апреля прославленному скульптору-монументалисту Эрнсту Неизвестному исполнилось бы 95 лет.
Вся его жизнь была неразрывно связана с творчеством, которое до сих пор до конца не познано. Мастер продолжает «говорить» с нами посредством своих работ, в них живет его душа.
Творческое наследие Э. Неизвестного считается мировым достоянием, настолько оно содержательно и заставляет задуматься над тем, чего может достичь Человек в огромном пространстве Общества. Творчество Неизвестного – это Вселенная, с ее загадками, вопросами, проблемами, размышлениями, пропитанная особым духом созидания и желания отобразить все перипетии времени.
В 1977 году в Швеции в городе Уттереберг была открыта художественная галерея Астли. Большую ее часть занимает музей «Древо жизни», в котором собраны более 110 оригинальных работ Мастера. Это единственное в мире место, кроме мастерской скульптора в Нью-Йорке и художественного музея Э. Неизвестного в Екатеринбурге, где можно увидеть такое количество его работ.
Имеет отношение к гению и наш город. Долгие годы семейной тайной, о которой не знал Эрнст Неизвестный, было то, что его дед в начале 20 века жил в Верхнеуральске, был богатым купцом, владел типографией. Отец скульптора закончил верхнеуральское реальное училище. Подробно о жизни деда и отца Эрнста Неизвестного рассказано в книге заслуженного работника культуры России Н. Капитоновой и краеведа А. Вернигорова «Неизвестное и Неизвестном». Событием огромной культурной важности не только для Верхнеуальска, но и для всей Челябинской области в 2003 году стала выставка работ Мастера в городском краеведческом музее. Несколько позже в музее была оформлена постоянно действующая экспозиция, в которой представлены интересные материалы, фотографии и письмо-благодарность верхнеуральцам от самого Эрнста Иосифовича Неизвестного. Нашему музею подарена одна из его работ, которую также можно увидеть.
У каждого человека есть биография, но есть еще и судьба. В случае Эрнста Неизвестного они тождественны. Главным делом своей жизни он считал скульптуру «Древо жизни». Библейское Древо жизни, перенесенное на грешную землю из Эдемского сада. Мастер задумал его как грандиозное послание миру, некое духовное завещание человечеству. Накануне 80-летия Э. Неизвестного, не взирая на все препятствия, Древо жизни «проросло» в Москве. Еще одна грандиозная работа – монумент «Маски скорби», которые должны были образовать «треугольник» в Магадане, Свердловске и Воркуте. При жизни скульптору удалось открыть только один монумент жертвам утопических идей, к которым он относил и коммунизм, в Магадане. Его искусств отразило современную Мастеру действительность – время, сложное, жесткое, в чем-то и жестокое. Мир принял великого художника таким, какой он есть, не изменившим самому себе и своим принципам. Венец гения, подобно кресту, Эрнст Неизвестный достойно нес всю свою жизнь.
Людмила КУЛАКОВА
С использованием специальных материалов