Почти десять лет с начала своей трудовой биографии Николай Мартынов, машинист погрузочно-доставочной машины рудника «Чебачье» Александринской горно-рудной компании, отмечал совсем другой профессиональный праздник – День автомобилиста. Последнее воскресенье августа, на которое приходится День шахтера, он праздником не считал, и в шахту его не тянуло, хотя в Магадане, откуда Николай родом, шахтерская профессия в почете, ведь добывают там «металл №1» – золото.
Зато тянуло Николая к гидравлике: бульдозеристом в золотодобыче работал его отец Виктор Петрович. Поэтому сразу после окончания 9-го класса, не поступая ни в какое училище, сразу пошел на курсы бульдозеристов. Теперь, конечно, жалеет: надо было получить образование, знаний было бы побольше… А тогда, как говорит сам: «К технике тянуло, хотелось поскорее сесть за руль настоящей большой машины, начать что-то делать своими руками».
Получив корочки бульдозериста, устроился в золотодобычу. А напарником стал… его отец. Работали двое Мартыновых на «россыпях», где добывается «чистое», «нерудное» золото. Вот только самородка найти так и не пришлось. «Не до того было, рыли бульдозерами, работали по 12 часов», – вспоминает Николай. Отец стал для него, самого младшего из четверых детей, проводником и в жизни, и в профессии. Поэтому, когда он заболел (а Николай тогда уже работал на «Чебачьем»), вернулся сын «на севера», где мотался по вахтам, чтобы иметь возможность чаще бывать у родителей. Виктора Петровича не стало в 2015-ом. Мартынов снова приехал в Межозерный.
Первый опыт работы в шахте Николай тоже получил на севере, правда, не в подземке, а на поверхности. К тому времени к корочкам бульдозериста добавилось удостоверение машиниста погрузчика. И уже в этом качестве он трудился на рудном дворе, где выгружают добытую в штольнях золотую руду и загружают ее в самосвалы для доставки на золотоизвлекательную фабрику. Здесь же окончательно определился со специальностью: посмотрел на работу проходки, шахтного транспорта. Посмотрел только для того, чтобы убедиться: все это не для него, гидравлика – вот его настоящее призвание.
Однажды старший брат Николая, водитель первого класса, живший и работавший к тому времени в Межозерном, пригласил его в гости: посмотреть, попробовать, вдруг понравится… Младший приехал, посмотрел, попробовал. Понравилось. Решил остаться.
С местом работы определился сразу: пришел на недавно построенный рудник «Чебачий», самый «продвинутый» в округе. Здесь новые технологии, современное оборудование и, конечно, уникальные машины. А к любым машинам Мартынов всегда относился, по его собственным словам, «с трепетом»: легковой автомобиль никогда под открытым небом не оставит, всегда загонит в гараж, несмотря на усталость после смены.
В шахту на «Чебачьем» Мартынов тоже попал не сразу. Начинал «на поверхности» машинистом погрузчика. Работа знакомая, и по виду золотая.
руда от медной не отличается. Потом предложили спуститься в шахту, так, ради пробы… Согласился: и заработок выше, и льготы. Но ни то, ни другое не дается просто так: кроме чисто психологических аспектов (работать-то приходится на глубине 400 метров) есть еще и повышенные профессиональные требования: видимость и пространство здесь ограничены, при этом имеется множество коммуникаций, да и материал зачастую крупнокусковой, транспортировать его сложно, машина может раскачиваться… Так что работа в шахте – настоящее испытание. И Мартынов это испытание прошел. Начальник подземного участка эксплуатации и ремонта самоходного и бурового оборудования рудника «Чебачье» Александр Курилов говорит: «Надо же на таких машинах ювелирно работать: что-то доставить негабаритное, погрузить, «зачистить» в выработках правильно… Иначе можно таких дел наворотить: кругом коммуникации, кабели под напряжением… Если, не дай Бог, такой кабель зацепишь, который питает всю шахту, все – технологический процесс остановился! Плюс коммуникации по откачке воды, по подаче воздуха… Поэтому работать надо очень аккуратно! Ну, и человек он надежный: поручил ему задание – сделает без всяких «толчков».
Поэтому, когда на рудник «Чебачье» пришел новый большой погрузчик LH517, огромный 11-метровый гигант грузоподъемностью 17 тонн, Мартынов оказался в экипаже, которому доверили управлять этой машиной. Сначала курсы, стажировка, после работа на поверхности. Вроде все понятно и удобно… А потом опустили машину в шахту. «Здесь, конечно, сложнее стало, – говорит Николай, – габариты большие, «мертвых зон» очень много. Ну, ничего, освоил агрегат!» На вопрос о том, как ему удается управляться с такой махиной, отвечает, немного смутившись: «Ну, наверное, профессионализм…». Не «наверное», а точно профессионализм: сегодня Николай Мартынов машинист погрузо-доставочной машины (ПДМ) самого высокого, 6-го разряда. Ему поручают наиболее ответственные задания и сложные машины. Вот карьера мальчишки, в 15 лет севшего за руль бульдозера!
В его ближайших планах – поехать в отпуск к маме, в Магадан. А еще – купить дом. Почему купить, а не построить? «Так я же не строитель, – говорит Мартынов без всякого сожаления, – каждый своим делом должен заниматься!».
А что касается своего профессионального праздника, то теперь Николай по праву считает таковым День шахтера. И на все резоны о том, что скоро дела шахтерам совсем не останется, потому что на смену людям под землю придут роботы, уверенно возражает: «Значит, пойдем туда, где еще нет роботов. Какая-нибудь одна шахта обязательно останется!».
Ксения ХАРЛАМОВА