В семье форштадтцев Луговских трое из четверых сыновей служили на Китайской границе.
Огромные людские и материальные затраты страна направляла на охрану своих рубежей, но особое внимание всегда вызывал советско-китайский участок границы. Протяженность его составляла больше четырех тысяч километров. После прихода к власти Н.С. Хрущева, отношения между Китаем и СССР резко ухудшились. Участились провокации и открытые пограничные конфликты, крупнейшим из которых стал вооруженный конфликт на острове Даманском в 1969 году, когда погибли 58 советских военнослужащих.
На Китайской границе традиционно несли службу сибиряки и уральцы, и из нашего района подавляющее число призывников направляли как раз туда, а зеленые фуражки дембелей на улицах наших населенных пунктов были таким же естественным явлением, как запах цветущей черемухи по весне. В некоторых семьях все мужчины служили на границе. Она была настолько огромной, что составляла 62 тысячи километров, 20 тысяч из которых проходили по суше, пересекая практически все климатические зоны.
Старшие, Павел и Николай Луговских, родились 28 июля 1952 года с разницей в несколько минут. Как положено, отучились в Форштадтской восьмилетней школе и отправились покорять Верхнеуральское ССПТУ № 8. За два года оба приобрели навыки трактористов и водителей, поступили на работу в совхоз «Красный Октябрь». «Попашем землю полгодика, а там и в армию», — рассчитывали парни. Но, когда подошла пора, в военкомате им предложили подождать до осени, потом — до весны, потом — опять до осени. И так два года. Призвали братьев только в 1972 году в 20 лет, когда их ровесники уже возвращались со службы.
Команду призывников со сборного пункта в Копейске привезли в Восточно-Казахстанский военный округ. Николая и Павла определили в Курчумский погранотряд, в состав которого входили 13 застав — шесть равнинных и семь горных. Имеющим специальность и определенный опыт братьям после прохождения курса молодого бойца доверили автомашины. Павел стал водителем боевой машины минометной батареи, а Николай получил транспортный ЗИЛ-130 и доставлял различные грузы на заставы.
Хотя в казарме кровати братьев стояли рядом, но бывали случаи, когда в течение нескольких месяцев им удавалось только помахать друг другу руками из кабин своих автомашин.
Возможно, во всё время службы приходится крутить баранку водителям где-нибудь в других войсках, но только не на границе. Здесь и шоферы по приказу выходят на охрану государственной границы. Братья Луговских не были исключением.
В те годы на границе было относительно спокойно, но нарушения со стороны китайцев все же бывали. Правда, нарушителями были не шпионы и диверсанты, а обычные жители приграничных китайских деревень или животные, дикие или домашние. Однако от этого легче не было, редкая ночь обходилась без команды: «Застава, в ружьё!».
Домой Павел и Николай Луговских вернулись в январе 1975-го. Устроились в Верхнеуральскую СХТ и проработали там до самого развала Союза.
Пока старшие братья служили в армии, получил повестку и Михаил, который младше их на три года. В 1973 году, узнав, что призывают его в погранвойска, надеялся
увидеть братьев или попасть служить в ту же часть, где были они. Но чудеса случаются редко. Его служба проходила тоже в Казахстане, только в Зайсанском погранотряде. По масштабам страны — не далеко от братьев. Иртыш стал для них собственной границей. Письма писали да фотками обменивались три года.
Михаил в учебном подразделении получил специальность прожекториста, оператора ЭРЛС и полтора года выходил на границу, освещая фланги отведенного участка. Солдаты такую службу называют «через день на ремень», у Михаила она была ежедневной, с одним выходным в месяц. Это выматывало своей предсказуемостью. Но приказы, как известно, не обсуждаются, и «стойко переносить все тяготы и лишения армейской службы» призывает присяга. Прожектор, установленный на автомобиле ЗИЛ-130, с собственным генератором, способен создавать рукотворный «день» на восемь километров вдоль границы в обе стороны. В распоряжении наряда также находились приборы ночного видения, типа стационарной «Калины», ручного «Шипра», ТЗК, которые и без прожектора, на расстоянии километра, делали ночную действительность подобной ясному дню.
Но самым неприятным для Михаила оказался обыкновенный песок, который при сильном ветре, независимо от времени года, поднимается в воздух и проникает повсюду: скрипит на зубах, забивает нос, под подворотничком растирает в кровь шею.
Однако, как говорят срочники: «Дембель неизбежен». После армии Михаил Луговских работал на Верхнеуральском ремзаводе, мотористом в совхозе «Красный Октябрь».
Сейчас все трое братьев на пенсии, но граница настолько крепко вошла в их жизнь, что при каждой встрече обязательно находится время поговорить о той поре, когда они носили зеленые погоны и такого же цвета фуражки — символ советских погранвойск.
Виктор БОГАНОВСКИЙ
Фото современное: слева направо Михаил, Николай, Павел
Фото армейские. На одиночном Михаил без фуражки. На двойном слева Николай, Павел справа.