Православный календарь. 17 июля церковь отмечает День памяти Святых Царственных мучеников.

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики – так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая Второго и его семью.

Они были канонизированы за подвиг мученичества – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года по приказу (постановлению) Исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов вместе с придворным врачом и слугами их расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Страстотерпец – один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей, и чаще всего – от рук единоверцев. Важная часть подвига – мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это святые, пострадавшие не за свои поступки или проповедь Христа, а за то, кем они были.

Об екатеринбургском периоде ссылки царской семьи известно мало: сохранились несколько записей в дневнике императора и свидетельские показания по делу об убийстве.

В доме инженера Ипатьева семью Николая Второго охраняли 12 солдат, по сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу, охрана была жестока с ними, гулять в саду позволялось один раз в день. Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь.

Из письма великой княжны Ольги: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан, и на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях, молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев провел 14 июля, за несколько дней до жестокой расправы с царской семьей.

21 июля 1918 года на богослужении в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас… Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы… найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не сделал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Об упокоении царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году РПЦ за рубежом канонизировала царскую семью. Русская Православная церковь канонизировала Царственных мучеников в 2000-м: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая Второго, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу, за мученичество, за то, что они дали пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. Это образец христианского отношения правителя к народу, стремления служить ему даже ценой своей жизни». К этим словам протоиерея Игоря Фомина трудно что-либо добавить.

Подготовила Людмила КУЛАКОВА