Режиссёрами Театра РАбочей Молодежи были Готлиб Ронинсон и Никандр Горский-Брюханов, в числе актеров-любителей – Анатолий Зиверт, Анна Угличина, Анастасия Макарова, Кутищев, Михайлова, Плотникова, Елена Ажажа, Михаил Кохан, Александр Ложкин, Клавдия Смагина, Василий Вадов.

Из воспоминаний актера и режиссёра Василия Александрова:

– В 1938 году, после учебы, из Кургана я приехал в родной Верхнеуральск и в первый же вечер пошёл в РДК, где был приглашён в ТРАМ для исполнения роли немца-учителя в пьесе «Крепостные». Режиссёром и актёром спектакля Горский-Брюханов. Поставлены «Крепостные» были очень быстро. Верхнеуральцы тепло приняли пьесу, несколько раз ее показали на сценах района. А вскоре весь молодёжный театр провожал меня служить в Красную армию». В 1939-1940-м годах коллектив театра ставит одноактные и многоактные спектакли, с которыми выезжает по нашему и Нагайбакскому районам. Из воспоминаний дочери актёра-любителя Владимира Дозорова-Недолина:

– В 30-е годы в городе был профессиональный колхозно-совхозный театр, в труппе которого играл мой отец. После он выступал в спектаклях «Гусли звонкие», «Стенька Разин», «Емельян Пугачёв» районного Дома культуры. Фамилию Недолин он взял после удачно сыгранной роли в одном из спектаклей.

Имя отца упоминается в книге «В предгорьях Урала». Труппа выезжала на гастроли в Белорецк, Тирлян и другие места Башкирии, и в книге было написано, что роль Колчака играл В.Г. Недолин, известный в этих местах артист. Жили мы тогда на Кожзаводе, и отец ежедневно утром и вечером ходил на репетиции и спектакли в РДК и всегда уносил из дома какие-нибудь вещи и предметы (реквизит), необходимые по ходу спектакля: то зыбку, то ступку, то кадушку, хотя эти вещи нужны были и дома. Когда он учил роль, забирался на русскую печку, чтобы ему не мешали. А мою маму до самой смерти родственники и знакомые звали «Недолиха»: «Вон идет Недолиха», «Это Недолиха сказала…»

Актёр – любитель В.Г. Дозоров-Недолин умер в 1941 году во время репетиции в Доме культуры: остановилось сердце.

В «Красном уральце» постоянно печаталась реклама о премьерах и очередных спектаклях, которые шли в РДК. Заметка в газете от 14 июня 1939 года: «Вот уже вторую неделю в театре нет электричества. Концерты и спектакли идут при керосиновых лампах».

За 1939-й и первое полугодие 1940 года силами драматического коллектива РДК поставлено шесть многоактных спектаклей по пьесам: Афиногенова «Страх», Арбузова «Шестеро любимых», Ясновского «Ярость», Чехова «Вишнёвый сад», Киршона «Хлеб», Горького «Егор Булычёв и другие». Театральный коллектив РДК насчитывал 27 постоянных участников.

В ноябре 1940 года был поставлен спектакль «Назар Стодоля» Шевченко. В конце мая – начале июня 1941-го было подготовлено два спектакля, с которыми должны были проехать по району: комедия Б. Киршона «Чудесный сплав» и пьеса В. Шкваркина «Чужой ребенок». Был составлен маршрут выступлений, сыграны первые два спектакля, но турне не удалось завершить до конца. Больше половины участников театра в первые дни

войны призвали на фронт. В конце 1941 и начале 1942 года обновлённый состав коллектива начал репетировать, ставил отрывки из пьес Симонова «Русские люди», Корнейчука «Фронт» и выступал перед тружениками полей и ферм района.

По штатному расписанию в РДК работали семь человек и ещё столько же вне штата. Приказом от 15 июня 1942 года были зачислены в штат драмкружка: Готлиб Ронинсон и Евгений Цыплаков – режиссёрами; Владимир Шафран, Сыромятникова, Кириллина, Надежда Вдовина, Виктор Романцов, Г. Зиссер, Е. Уколычева – платными актёрами-любителями; Чернов – машинистом сцены. К актёрам-любителям предъявлялись очень жесткие требования. В приказе от 8 июля 1942 года записано: «За опоздание на работу В. и Ш. объявить выговор. За повторение опозданий на работу актёр несёт ответственность вплоть до уголовной. Директор РДК Голубов».

Заработная плата работников культуры в 1942-м году, была невелика: оклад директора – 500 рублей, художественного руководителя – 425, баяниста – 250, счетовода и артиста 1-й категории – 200, артиста 2-й категории – 150, контролера – 120 рублей, уборщицы и артиста 3-й категории – 100 рублей.

Зимой 1943 года Дом культуры отапливался дровами, торфом и кизяком. Запасы были всегда на пределе. Очень часто отключали электроэнергию, спектакли шли при свете керосиновых ламп, но зрителей не убавлялось.

Вот короткая заметка в газете «Красный уралец» от 17 января 1943 года:

«Уже месяц не работает верхнеуральский районный Дом культуры: холодно, нет топлива. В эти дни пришла весть о том, что режиссёр нашего театра Никандр Иванович Горский-Брюханов погиб на фронте в боях за нашу Родину».

15 апреля 1943 года в местной газете появилась информация «ДК открыт»:

«10 апреля возобновил свою работу РДК. В день открытия силами актива жён начсостава, коллектива библиотеки и актёров театра были поставлены инсценировки «В дни войны», «Третья изба с краю», «Заговорил» и показано концертное отделение. Вечер прошел с большим успехом. Сбор от него в значительной части передан в фонд помощи семьям фронтовиков. Первый вечер в ДК показал, что в городе есть хорошие силы для организации систематической художественной работы. Районные организации должны поддержать это хорошее начинание».

Из воспоминаний А.М. Погорельской, учителя средней школы, актрисы театра: «В военные годы коллектив учителей и учащихся ставил свои спектакли на сцене Дома культуры. В 1944 году драмкружок учащихся 9-10 классов, собирая лампы по всему городу, ставил пьесу «Знатный внук». Среди артистов: Анна Николаевна и Василий Петрович Калинины, Михаил Петрович Жаров, Володя Ковалёв и другие. За спектакли мы выручали небольшие деньги и на них купили лошадь, которая потом привозила воду в школу. Директор П.С. Павлов был так нам благодарен, что я и сейчас помню его рукопожатие. В 1945 году, не смотря на все трудности (репетировали со свечами), учителя первой школы готовили пьесу Островского «Свои люди – сочтёмся». Мне досталась главная роль невесты – дочери богатого купца. Режиссёром спектакля была Л.А. Пряхина – отличный педагог- литератор. Через десять лет этот спектакль вновь появляется на сцене, но уже в другом составе. А мне в мои тридцать пять лет опять пришлось играть ту же роль. «Отцом» был А.И. Ложкин. За лучшее

исполнение роли мы с Александром Ивановичем были удостоены премии. Был успех, но продолжения его не последовало. Учёба в две смены, один выходной, семья – всё это не оставляло времени для сцены».

Заканчивалась война, возвращались домой наши земляки, среди них Иван Федотов. В 1941 году он был направлен в военно-пехотное училище, и по окончании его в звании лейтенанта командовал пехотным взводом. Участвовал в боевых действиях, дважды был ранен, по выздоровлении уволен в запас. Вернулся в родной Верхнеуральск – и сразу на работу. Около двух лет работал в районном Доме культуры художником-оформителем спектаклей, актёром 2-й, а затем 1-й категории, режиссёром-постановщиком.

Иван Константинович был хорошим актёром. По отзывам партнеров, с ним легко было общаться на сцене в спектаклях. Он играл ведущие роли в пьесах советских авторов и русской классической драматургии. «Обладал хорошим актёрским темпераментом и имел склонность к комическим и сатирическим образам. Был настойчив и последователен в работе над сценическими образами», – так его характеризовали актёры и художественный руководитель РДК А.Д. Афанасьев. С 1945 по 1947 годы И.К. Федотов поставил на сцене РДК пять спектаклей. Вместе с ним в постановке, режиссуре и художественном оформлении спектаклей активно работали А.И. Ложкин и Фрик. На смотре театральных коллективов в 1946 году коллектив РДК занял первое место и получил денежную премию 700 рублей.

В ноябре 1946 года после службы в армии (почти восемь лет) в Верхнеуральск вернулся Василий Константинович Александров, который по просьбе директора РДК В.Е. Голубова помог набрать новый состав театрального коллектива. Актеры подготовили пьесу А. Островского «Гроза». Оформление спектакля выполнил художник Н.С. Косяков.

Шестого ноября 1948 года праздничным приказом по РДК (директор – Б. Саляхов) были объявлены благодарности и вручены денежные премии более 40 сотрудникам, в том числе участникам драматического коллектива: Ю.Б. Рейник, А.Н. Трофимову, Н.Н. Петровой, И. Полуэтковой, О.П. Ложкиной, П. Чумакову.

В октябре 1948 года на должность театрального художника был принят талантливый человек – Александр Иванович Ложкин. За первый год работы он написал великолепные декорации к спектаклю по пьесе К. Симонова «Русский вопрос» и сыграл в нём роль Престона. В этом же году он руководил в Доме культуры хоровым коллективом и струнным оркестром, которые заняли призовые места на олимпиаде художественного творчества. Александр Иванович сделал для нашего краеведческого музея диорамы «Казахское кочевье», «Верхнеяицкая крепость», а также чучела волка, орла, схватившего зайца, и многие другие, которые по сей день экспонируются в отделе природы краеведческого музея.

Театральный коллектив с каждым спектаклем становился опытнее, ярче раскрывался талант актёров. Для работы с ним пригласили опытного артиста-любителя, режиссера А.Д. Афанасьева, который в 1948-1949-м годах поставил спектакли по пьесам: А. Корнейчука «Платон Кречет», К. Симонова «Русские люди», А. Островского «Без вины виноватые», А. Афиногенова «Машенька».

Спектакль по пьесе К. Симонова «Русский вопрос» был представлен на областном смотре театральных коллективов в Челябинске. Коллектив РДК занял

первое место и был отмечен Почётной грамотой. Решением областного жюри спектакль был рекомендован к участию во Всероссийском смотре театральных коллективов в Москве.

Приказом по РДК от 31 января 1949 года режиссеру спектакля А.Д. Афанасьеву, актерам – Ю.Б. Рейнике, В.А. Ковалеву, А.Н. Угличиной, художнику А.И. Ложкину объявлены благодарности и вручены денежные премии.

Владислав КОЛУЗАЕВ (из личного архива)