Для очередной тематической полосы «Вместе» не нашлось лучшего материала, чем репортаж из Слатинки – с места первого поселения татар в районе. Замечательная история, люди, настроение.
Знаковый праздник местных татар состоялся во вторую субботу июля и удачно совпал с Днём семьи, любви и верности, что было очень созвучно содержанию торжества. К пригорку Гайчитау, где когда-то стояла исчезнувшая деревня, семьями и фамилиями съезжались порой даже незнакомые друг другу люди.
Небеса благоволили событию. Весь день никаких признаков дождя, что тоже архиважно. Случись ненастье, и добраться до места сбора стало бы невозможным: шесть километров полевыми дорогами реально пройти только посуху.
Мало кто знает, что Слатинка находилась между деревней Ложкина и Самарским. Без посторонней навигации её вряд ли найти. Сохранился единственный ориентир – старое мусульманское кладбище на правом берегу Узельги.
Теперь с обратной стороны на пригорке издалека виден памятный камень, напоминающий, что когда-то здесь жили, строили дома, рожали детей, пасли скот… За 200 лет существования менялись названия: редут Свияжский, деревня Слатинка, но меж собой татары звали её Ужайли – благодатное место.
Благодать снизошла на Слатинку и 8 июля. Улыбаясь, люди приветствовали друг друга: исэнмесез! За сопкой у берега большая армейская палатка, выполняющая роль гостеприимной юрты. У входа несколько стендов с фотографиями «Они жили в Слатинке» и родословная коренной деревенской фамилии Сайфуллиных, начиная с супругов Ахмадуллы и Фатимы (1910 год).
Сайфуллиных среди гостей безусловно больше. Сразу несколько носителей фамилии в прекрасном расположении духа позировали на фотокамеру рядом с дымящимся на костре казаном. Аромат готовящегося бешбармака разносился по степи.
А вот и старейшина рода Зибаржат Гайнулловна. Совпало, что буквально через день 10 июля ей исполнится 89 лет. не по годам бодрая, с советской закалкой и с медалями на груди она, слегка обмякла, заговорив о родной Слатинке.
— Я сюда вернулась через 74 года. Вон там стоял наш дом. В полноводной Узельге купали лошадей. Из детства вынесла рассказ о пожаре, когда сгорела целая улица, а деревянная мечеть уцелела. Тогда верить в Бога или Аллаха запрещалось, но старики украдкой собирались на молитвы.
В разгар войны по приказу Сталина Зибаржат и трёх её пятнадцатилетних сверстниц забрали в школу ФЗО учиться на электрообмотчика и универсального токаря. 15 лет Зибаржат Сайфуллина простояла за токарным станком в одном из цехов Магнитогорского комбината. Имеет немало наград, но главной считает медаль со Сталиным «За доблестный труд».
— Сталин – это наш отец, – по сей день утверждает она.
На слатинском кладбище похоронены её предки и родной брат, а на памятнике изображён её отец с братьями Ахмадуллой и Гатауллой.
— Открытие памятного знака очень важно для нашего рода, — говорит Зибаржат Гайнулловна. – Я оценила старание людей, которые это сделали.
Ведущие праздника пригласили людей подняться на гору к памятнику.
Чтобы успеть к его открытию семья Губайдуллиных ускорила установку палаток. Талгат Хуснутдинович с сыном Ришатом из Новоахуново.
— Я зять Хамитова Нурвалея Насибулловича, — уточнил отец, и все вопросы снялись сами собой. Кто не знает Почётного гражданина района, кавалера ордена Октябрьской революции, много лет возглавлявшего Новоахуновское отделение «Красного Октября».
— Всех нас связывает память и любовь к родине предков, — подчеркнул значимость момента председатель районного Собрания Иван Машкин. Он пожелал собравшимся считать этот день датой второго рождения Слатинки.
Заместителю главы района Сергею Машкину посчастливилось стать участников третьего подобного события. Памятные знаки открывали на хуторе Дардыкина, на хуторе Мальцева и вот – Слатинка. Этого бы не произошло, не окажись среди нас людей, заряженных на сохранение истории своей семьи, родного края. Таких как братья Александр и Юрий Евстифеевы, Рашит Мухамедьянов…
За активную краеведческую работу и укрепление историко-культурных традиций Рашиту Абдулловичу было вручено Благодарственное письмо главы района. «Слатинцы» аплодисментами поддержали основного организатора праздника.
Из эмоционального обращения к собравшимся Равиля Мухутдинова, руководителя Совета по национальным вопросам при Собрании депутатов, следовало, что среди почётных гостей могли быть и представители исполкома Конгресса татар Челябинской области в лице Елены Рафиковны Колесниковой. Помешал областной Сабантуй, проходивший в тот день в Троицке.
Как получилось, что в глухой степи появилась татарская деревня и почему Слатинки не стало, подробно поделился своими историческими изысканиями Рашит Мухамедьянов. За исходную точку он принял эпоху 250-летней давности, когда на этом месте проходила граница российской империи:
— Как бы дружно не жили башкиры с казахами, но среди них находились такие, кто угонял скот, воровал и продавал в рабство женщин. Тогда появилась граница и её охрана была возложена на редут. Свияжским он назывался из-за выходцев Свияжского уезда Татарии, вступивших в казачье сословие. Со временем редут разросся до деревни Слатинка. Две улицы, не одна сотня домов. В 1930-м году случился сильный пожар, после которого люди стали уезжать в Белорецк, Троицк, Верхнеуральск… Период полного распада завершила коллективизация. Оставшиеся дома передали колхозу «Путь Ленина» (п. Урляды).
— Мы восстанавливаем список тех, кто здесь жил. Нашли 18 слатинских фамилий, — вернулся к теме праздника Рашит Абдуллович. – Понятно, что жителей было гораздо больше, только Сайфуллиных – полдеревни. Надеемся, что кто-то откликнется и дополнит список.
На одном из собраний диаспоры было принято решение установить здесь памятный знак. Большую помощь в выборе, подвозе и установке камня оказала семья Сайфуллиных из Магнитогорска.
Перед тем, как открыть памятник Рашит Абдуллович предложил считать днём встречи на земле предков первую субботу июля.
Вместе с ним в торжественной церемонии открытия приняли участие Салимьян Сулейманович Хамитов и глава Форштадтского поселения Анатолий Александрович Катрухин.
— Когда-то здесь жили хорошие мусульмане, многие из них покоятся на том берегу реки, — указал в сторону кладбища имам-хатыб Серикпай и, призывая хранить память по усопшим, прочёл молитву из Корана.
— Мы ежегодно собираемся на этом кладбище, — отметил у микрофона ложкинский ветеран Салимьян Хамитов, – теперь будем приезжать к памятнику.
Всем старожилам было предоставлено слово. Все они желали здоровья и мира на земле. Перед зрителями исполняли песни ансамбли, дети читали стихи. Праздник нашёл продолжение за угощением.
Благодарим
Хочется низко поклониться всем тем, кто задумал, готовил и провёл это чудесное мероприятие. Особую благодарность от лица татарской диаспоры района хочется выразить Ибрагиму Ахметгалееву, руководителю предприятия «Предуралье» и главе Форштадтского поселения Анатолию Катрухину за помощь в организации праздника.
К снимку
Певческому национальному коллективу «Сандугашлар» («Соловьи» — тат.) нет и года. Зачинщица создания татаро-башкирского ансамбля Фания Гаряева пришла с этой идеей к Фаине Васильевой и та взяла на себя роль организатора.
В песнях татарский и башкирский языки звучат почти одинаково.