Встреча Светлого Христова Воскресения в старину включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гуляния. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко — с хороводами, играми, песнями. В некоторых регионах Пасху отмечали до самой Троицы.
Любимым развлечением было катание яиц. В разных регионах правила игры могли отличаться. Игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если это удалось, играющий мог взять сбитое яйцо себе и продолжить игру. Если промахнулся, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто для игры использовали деревянные расписные яйца.
Также на Пасху ставили карусели и большие качели, по народным поверьям, от качания на них зависел будущий урожай или удачное замужество или женитьба.
Главное пасхальное песнопение — тропарь «Христос воскресе из мертвых» — исполняли во время церковной службы. Но в некоторых деревнях он звучал не только в храме, иногда люди исполняли народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». Женщины, певшие его, голоса не жалели. «Христа кричали» за работой, на улице, во время гуляний. Бога просили о главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Также существовала традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери, защищая себя от всяческих бед.
С окончанием поста снимался запрет на танцы. Частью пасхального гуляния были хороводы – традиции их были различными в разных регионах, иногда их водили под особые песни, например, сюжетные с разделением ролей.
Утренняя трапеза после строгого Великого поста была важным моментом празднования Пасхи. К празднику обязательно пекли сладкие куличи из белой муки, готовили творожные пасхи и красили яйца. Эти блюда освящали в храме и приносили домой.
Считалось, что освящённые в храме яйца обладают чудодейственными и целительными свойствами. Во время трапезы отец семейства очищал первое яйцо, разрезал его и раздавал по кусочку каждому домочадцу. Всю Пасхальную неделю яйца дарили родственникам, соседям и знакомым, угощали гостей, раздавали бедным.
На праздничный стол ставили также пироги, мясные блюда. Иногда у разных народов в пасхальное застолье вносили и собственные национальные традиции, связанные со старинными обрядами. Нередко в селах и станицах на улице накрывали общие столы для праздничной трапезы.
Целую неделю после Пасхи во многих деревнях люди обходили дворы и поздравляли хозяев с праздником. Таких людей называли волочебниками, они пели волочебные песни. Их визит сулил хозяевам удачу и процветание, за него было принято благодарить съестным или деньгами. В некоторых местах после Пасхи обходили дворы молодоженов — сначала пели на крыльце, затем по приглашению хозяев проходили в дом и садились за стол.