Группа «Виниловые острова» – совместное детище творческой деятельности Сергея Антонова и Сергея Смирнова.
Коллектив, образованный пятнадцать лет назад, и сегодня продолжает радовать верхнеуральских ценителей ретро-музыки – отечественной и зарубежной эстрады.
Соло на чемоданах
Художественный руководитель Сергей Антонов, работавший в городском ДК, руководил многими творческими коллективами. И всегда ему хотелось основать группу, исполняющую вокально-инструментальную музыку. По словам его друзей, Сергей Владимирович вырос в творческой семье. Еще в семидесятые годы прошлого века вместе с братом и друзьями он давал концерты на улицах Верхнеуральска, играя на гитаре и импровизированных ударных из коробок, чемоданов, посуды, на них хорошо получалось подбирать ритмы, тональности. Со временем Сергей Антонов научился играть на многих музыкальных инструментах и свой талант передавал последователям этого искусства. Появилось желание создать вокально-инструментальный ансамбль.
Казалось бы, чего стоило собрать музыкантов, взять гитары, микрофоны? Кто-то набивает ритм – и «погнали»! Но все не так просто. Чтобы создать полноценный ВИА, в первую очередь нужны были те самые гитары и барабаны, которые отсутствовали на тот момент. После долгих размышлений музыканты обратились к Василию Кузьмину, под меценатством которого проводятся традиционные легкоатлетические пробеги «Степные просторы». После слов: «Надо подумать» на положительный ответ надежды было мало. Но насколько же радостно было узнать, что спустя несколько недель Василий Владимирович выделил более трехсот тысяч рублей! Это позволило в дальнейшем приобрести ударную установку, бас- и электрогитары, клавишные и остальное звуковое оборудование. С этого и раскрутилась виниловая пластинка верхнеуральской музыкальной группы. А названием «Виниловые острова» ребята отразили свое стремление сохранить жизнь песням, которые в прошлом выходили на виниловых пластинках, такие как «Старый клен», «Ты мне не снишься», «Рано прощаться».
В состав группы вошли Сергей Антонов –электрогитара и вокал, Сергей Смирнов – бас-гитарист и вокал, Ирина Абдулова – клавишные и вокал, Александр Булаенко – ударные. Репетиционную студию оборудовали в Форштадском ДК. Ответственность за качественно настроенный звук нес звукооператор Сергей Арзамасцев.
Регулярно «Винилы» выступали на местных сценах перед слушателями нашего района во время праздничных мероприятий. Традиционными стали ежегодные отчетные концерты группы. Неоднократно ее участники становилась лауреатами областных фестивалей, конкурсов, в том числе Всероссийского Бажовского фестиваля народного творчества. В 2012 году стали обладателями Гран-при ретро-фестиваля «Песни юности нашей», группе было присвоено звание «Народного коллектива». Также Гран-при «Виниловые острова» были удостоены на третьем областном фестивале-конкурсе поп-рок групп и вокально-инструментальных ансамблей.
Главное — энергетика зала
Время идет. Многое поменялось за пятнадцать лет. Тяжелым испытанием стала утрата лидера группы Сергея Антонова. На нем многое держалось, он умело прокладывал путь вперед и казалось, что все без него закончится. Но коллектив взял себя в руки и продолжил концертную деятельность, оставаясь верным прежнему песенному репертуару и постепенно пополняя его композициями разных групп и певцов: «Чайф», «Чиж», «Ария», Игорь Корнелюк, Шаман (Ярослав Дронов). Сейчас их исполняют Олег Лаборешников, Павел Лаев, Ольга Гоммер, Анатолий Грунин и Александр Самарин, хотя у всех разные музыкальные вкусы. Олег, например, любит лиричные песни, Анатолий и Ольга предпочитают тяжелый рок, но всех сплотило стремление идти в одном направлении, находить общий знаменатель в исполняемых композициях. Несмотря на занятость, все регулярно приходят на репетиции. Сейчас точкой сбора для «Виниловых островов», как и для многих других творческих коллективов Верхнеуральска, является городской Дом культуры. Их работа основана на энтузиазме и любви к музыке. Самая главная награда для «Винилов» – внимание и благодарность слушателей.
– Нам всегда приятно видеть постоянных посетителей наших концертов, которые тепло встречают и принимают нас. Это дарит дополнительную энергию для творческого развития. Ради положительного отклика зрителей стоит продолжать заниматься любимым делом, – говорит Олег Лаборешников.
Россыпь самородков
Мужская часть коллектива называет себя «самородками», так как не имеет музыкального образования. Вокалу и игре на инструментах учились самостоятельно, изредка получая советы специалистов со стороны. Например, Олег Геннадьевич, проигрывая свои партии на дому, всегда может рассчитывать на компетентное мнение супруги Татьяны Николаевны – в прошлом она была учителем музыки во второй городской школе.
– Жена и сейчас свободно владеет музыкальным искусством, – рассказывает гитарист. – Если ей не нравится какой-нибудь элемент в моей игре, всегда поможет разобраться, поправит. Либо, когда сам не могу подобрать нужный тон, чтобы партия звучала складно, она тоже подскажет, подкорректирует.
Первое время Олег Лаборешников играл на электрогитаре ритм-партии. Постепенно обучился исполнению более сложных сольных элементов в музыке, что дало группе возможность развиваться дальше.
«Он пропитан музыкой», – таким считают коллеги Павла Лаева. Он любит просматривать концертные выступления разных групп и слушать музыку в машине, улавливая и запоминая особенные комбинации барабанных ритмов, которые использует на репетициях, чтобы приукрасить свои партии и удивить коллег. У Павла хорошо развиты чувство ритма и вкус. Если в игре что-то не нравится, обязательно скажет об этом. Первый опыт барабанщика он получил в детском духовом оркестре, основанный в городском ДК в 1972 году. С ним же на барабане играл Сергей Арзамасцев. В юности Сергей был руководителем дискотеки, проводившиеся в городском ДК. Этой обязанностью занимался до службы в армии с 1987 по 1989 годы.
– В танцевальном зале стояла серьезная для тех лет звуковая аппаратура, редко встречавшаяся в районных ДК, – вспоминает Сергей Владимирович. – Первый театральный пульт звукооператора на двенадцать каналов, с ним в комплекте было восемь колонок. Также стояли две «вертушки» – крутили виниловые пластинки для звукоизвлечения, радиолы «Вега 323», бобинные магнитофоны «Олимп 04». В то время Олег Геннадьевич учился в Челябинске и поставлял мне диски с кассетами. Также помогал в проведении аттестации дискотек перед представителями областного отдела культуры. После службы в армии меня направили в СПТУ №8 секретарем комитета комсомола, но я продолжил заниматься музыкой в Доме культуры, где познакомился с Сергеем Антоновым и с его идеями по созданию вокально-инструментальных ансамблей.
Сергей Владимирович также остается бессменным звукооператором «Виниловых островов» и радеет за творческую работу своей группы и многих музыкальных коллективов, которые обосновались в Доме культуры.
Басист Анатолий Грунин работает заместителем директора агротехникума.
Тяга к тяжелому металлу появилась у него в молодости. Даже в вокале Анатолия можно узнать знакомые тона первых рок-исполнителей:
– Ранее я играл в полупрофессиональном коллективе на Севере, в Когалыме. Работал там на нефтедобыче. Руководитель нашей группы был очень талантливым, к тому же строгим и требовательным. Но благодаря этому он научил меня вокалу.
Вокалист Алесандр Самарин – тоже талантливый самородок. На репетиции его встретить не удалось, но он поддерживает выступления «Винилов» совместными композициями. К тому же занимается архивированием записей группы, именно благодаря ему многие видеозаписи концертов группы можно найти в интернете.
Так рождается песня
Клавишник Ольга Гоммер является лидером «Виниловых островов» в силу своего профессионализма. От нее на ускользнут малейшие «кривоватости» в общей игре группы. Судит за них не строго, но дает понять, что нужно поправить.
Интерес и любовь к музыке у Ольги проявились в раннем детстве благодаря семье: отец играл на баяне, старшая двоюродная сестра ходила в музыкальную школу, осваивала фортепиано.
– Когда дома сестра разбирала музыкальные произведения, я с интересом наблюдала за процессом и очень хотела поступить в музыкальную школу. Дождавшись, когда мне исполнится семь лет, тоже пошла в класс фортепиано, где освоила инструмент благодаря любимому педагогу, настоящему профессионалу Людмиле Николаевне Вороновой.
Для юной пианистки пришла пора испытать себя на сцене – и она выступила в городском Доме культуры на смотре художественной самодеятельности. После мероприятия Сергей Антонов предложил Ольге попробовать себя в роли клавишника вокально-инструментального ансамбля «Архив». Она вспоминает:
– Привезли мне домой синтезатор «Ямаха», небольшой, но с достаточным набором эффектов, готовых стилей, звуков, и сказали: «Изучай!» Восторгу от инструмента не было предела. Освоила его за несколько дней и вот – долгожданная первая репетиция. Синтезатор – это своего рода небольшой оркестр, где партии каждого инструмента в совокупности выдают шедевр – так рождается песня. А первое выступление на сцене было сравнимо с прыжком с парашютом. Пока мы стояли за кулисами и ждали, когда объявят наш номер, каждого переполняли эмоции: страх, волнение, ответственность друг перед другом. И вот он – выход на сцену! Когда зазвучала песня, я всматривалась в зал, наблюдала за реакцией зрителей. Наконец, сценическое волнение прошло, на смену ему пришли уверенность, удовлетворенность своей игрой, наслаждение и погружение в красоту звучания инструментов, голосов, мощность звука, в игру света.
Когда Ольга Гоммер поступила в Магнитогорский университет, ощущение, что еще вернется в ДК, ее не покидало. Так и получилось.
– В 2008 году побывала на концерте «Виниловых островов», после чего решила вернуться и заняться любимым делом. Так началась неразлучная жизнь с «Винилами». В состав нашего коллектива входят настоящие энтузиасты, поистине влюбленные в музыку, что по сей день позволяет существовать ансамблю. Репетиционная работа в коллективе – процесс кропотливый и скрупулнзный, но плодотворный труд приносит свои результаты, которые радуют нас и наших слушателей. Хочется пожелать нашему коллективу успехов в дальнейшей совместной творческой работе, вдохновения и неиссякаемой энергии для достижения поставленных целей!