За первую половину 2020 года на особо охраняемых территориях региона выявлены нарушения природоохранного законодательства
Как сообщили в ОГУ «Особо охраняемые природные территории Челябинской области», в первом полугодии этого года на ООПТ региона зафиксировано 708 нарушений природного законодательства. Большую часть составило незаконное использование транспортных средств на особо охраняемых территориях – 553 нарушения. Это почти на сотню больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Также в списке нарушений – незаконное использование маломерных судов, нарушения при охоте, нарушения при строительстве объектов, использование акватории без разрешительных документов. Также инспекторы зафиксировали три нарушения правил рыболовства и шесть нарушений почвенно-растительного слоя.
Снизилось число нарушений вследствие незаконного складирования или слива отходов, в этом году их 28 против 44 в прошлом. Меньше нарушителей лесного законодательства и тех, кто не следует правилам пожарной безопасности. В течение полугодия зафиксированы также нарушения вследствие ограничения свободного доступа к береговой полосе и при выпасе скота вне специально отведённых мест. В результате проведённых в июле рейдовых мероприятий составлено 22 материала по вопросу незаконно установленных ограничений доступа граждан к водным объектам.
В течение полугодия было проведено более 5 000 разъяснительных бесед о недопущении нарушения режима особо охраняемых природных территорий. Специалисты призывают южноуральцев бережнее относиться к родной природе и не забывать о том, что на территории ООПТ существуют свои природоохранные правила.
В ТЕМУ
В региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» будут внесены изменения
Полномочия по установлению границ памятников природы будут переданы Правительству области. Это поможет оптимизировать работу по созданию ООПТ и увеличить площади защищенных территорий.
В области завершается работа по установлению границ памятников природы, объявленных таковыми согласно решениям Челябинского облисполкома ещё в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Предложения по проектам границ формируются по результатам комплексных экологических обследований территорий памятников природы, проведенных областным Министерством экологии.
При этом в практике имеются случаи, когда в материалах комплексного экологического обследования территории конкретного памятника природы содержится рекомендация о включении в его границу одного или более других памятников природы.
Проектом закона предусмотрено, что в этом случае новая особо охраняемая территория создается на основании схемы развития и размещения ООПТ Челябинской области, утверждённой постановлением правительства региона. Это позволяет в оптимальные сроки установить границы ООПТ, основываясь на уже проведённых экологических обследованиях. Как следствие, будут существенно сэкономлены средства областного бюджета, и можно будет оперативно приступить к охране и защите природных территорий.
В случаях, когда экологами рекомендовано объединение нескольких охраняемых территорий, это будет происходить исключительно в сторону увеличения охраняемой территории. Эксперты отмечают: территории, которые на данный момент не входят в состав ООПТ, но находятся между ними, не менее ценны с позиции сохранения растительного и животного мира.
Изменения предлагается внести в Закон Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях». Законопроект предусматривает, что с 1 сентября 2020 года полномочия по установлению границ памятников природы, а также их изменению в случае необходимости относятся к компетенции Правительства Челябинской области и исключаются из компетенции Законодательного Собрания региона. Все изменения вносятся в соответствии с федеральным законодательством.
Изменение границ ООПТ осуществляется на основании материалов комплексных экологических обследований их территорий. Состав требуемых
материалов комплексных экологических обследований, с учетом практики применения, также предлагается внести в закон, как и прописанную процедуру изменения границ памятников природы. Реализация проекта не потребует финансовых затрат.
«За этот год была проведена большая инвентаризация особо охраняемых природных территорий. К сожалению, многие объекты создавались ещё в 60х- 80х годах, и для них были приняты либо Типовые положения об особо охраняемых природных территориях, либо и вовсе отсутствовали границы. В результате на этих территориях велась активная хозяйственная деятельность. Сейчас в рамках нацпроекта «Экология» необходимо установить границы памятников природы, чтобы обезопасить их от посягательств на застройку или иного антропогенного воздействия, которое может причинить им вред. Необходимо разработать положения так, чтобы нагрузка со стороны человека была сведена к минимуму», — подчеркнул заместитель министра экологии региона Виталий Безруков.
В настоящее время Челябинская область – единственный субъект Российской Федерации, где полномочия по созданию новых ООПТ разделены между разными органами. Специалисты уверены: чтобы избежать затягивания процессов, а также оптимизировать организацию охраны природных территорий, нужно приводить местное законодательство в соответствие с федеральными нормативно-правовыми актами. Стоит подчеркнуть, что при этом за Законодательным Собранием остается депутатский контроль исполнения реализации всех мероприятий.
На сегодняшний день в Челябинской области насчитывается 149 памятников природы и заказников. Из них установленными границами обладают только 89.