В Магнитогорской Центральной библиотеке имени Бориса Ручьева состоится презентация 11 тома Книги Памяти жертв политических репрессий в городе Магнитогорске и прилегающих сельских районах: Агаповский, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Кизильский, Карталинский, Нагайбакский, Пластовский, Троицкий, Уйский, Чесменский. 1920-1953 гг.

В канун скорбной даты ее автор Геннадий Васильев размышляет о восстановлении и сохранении памяти жертв политических репрессий и о времени, в котором выживали наши предки. Четвертый десяток лет его жизнь связана с восстановлением и сохранением памяти о земляках-южноуральцах, по судьбе которых прокатился каток репрессий.

Десятки тысяч наших земляков без всякого на то основания приговорены к расстрелу или пошли по этапу в лагеря, а их близкие на долгие годы становились изгоями общества. За последние 60 лет тема репрессий пережила взлеты и падения, последние пять лет она вновь в глубоком спаде.

Разрабатывая тему, с огорчением наблюдаю, как формируется тенденция потери памяти о трагических страницах нашей истории, истории родного города, района, села, семьи. И это не случайно. В обществе достаточно сильны позиции оправдания политических репрессий, реабилитации преступлений государства в 20-50-е годы ХХ века. И конечная цель сторонников этих действий – вытравить из памяти народа события, связанные с политическими репрессиями. Оправдание репрессий становится обыденностью. Нельзя забыть невинно убитых, пострадавших. Не только ради них, ради наших детей, которые живут сейчас, ради их детей, которые будут жить потом. От нас зависит, в каком мире они будут жить. Давайте не будем останавливаться, будем помогать друг другу сохранить память. Мы вместе делаем большое дело, пытаемся противостоять насилию, которое наступает на наш хрупкий мир, на мир наших детей и внуков. Сотни людей смогли оставить крупицы своей семейной истории в Книгах памяти. Были и те, кто обрел новых родственников или нашел, наконец, какие-то данные о пропавших.

Мы совершим большее преступление, если позволим забыть пострадавших и о времени, в котором они жили и выживали. И очень бы не хотелось, чтобы наступили времена, определяемые словами А.И. Солженицына: «… Ведь все у нас забывается, и скоро скажут, неправда, так не было».

В начале 70-х годов писатель Анатолий Иванов в романе «Вечный зов» предсказал словами одного из героев, в абсолютной точности, будущее нашей страны… «… Главное – воспитать безразличие к прошлому… И когда таких… будет много, дело сделается быстро. Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишенным такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет

равнодушным ко всему, отупеет и, в конце концов, превратится в стадо скотов. Что и требуется!.. Это лишь крохотный кусочек сцены, на которой эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия о гибели самого непокорного на земле народа, об окончательном, необратимом угасании его самосознания. Конечно, для этого придется много поработать…»

Легендарная Магнитка недавно отметила 90-летие. А много ли известно об истории строительства города в начале 30-х годов: кто строил, как и где жили первостроители-спецпереселенцы, кто они? Белых пятен предостаточно.

Приведу воспоминания писателя Вениамина Каверина, который в начале 30-х годов посетил строящийся город. Только через 30 лет он смог опубликовать воспоминания об этом, но они до настоящего времени остаются малоизвестными.

«… Быстрота, с которой на плоской, голой степи, у подножья горы Магнитной… возник город, была феноменальная. Но по будущему городу бродили, спотыкаясь, умирающие от голода, мертвенно бледные женщины в не виданных мною чувашских или мордовских костюмах – жены или вдовы кулаков, работавших на стройках или тоже умиравших, где попало. Кладбище росло скорее, чем комбинат. В наскоро построенных бараках жить было невозможно – клопы сыпались с потолков, покрывали стены. Рабочие спали на земле, подле бараков.

Километрах в пяти-шести, в своем поселке (кажется, он назывался «Березки») жили иностранцы, приезжающие на строительство в своих машинах – энергичные, моложавые, бодрые. Неравенство между жизнью в «Березках» и на строительстве было, мало сказать, оскорбительным – оно говорило о рабском отсутствии достоинства, о самооплевывании, совершавшемся согласно существующим директивам. Дух напряженного подчинения господствовал в каждом слове.

…Все, что открывалось перед нами в Магнитогорске, было необыкновенным. Но, может быть, еще более необыкновенное заключалось в том, что ясно видя прямую связь между ростом кладбища и ростом комбината, я как бы старался не видеть эту связь – и, стало быть, бродил по строительству с закрытыми глазами…»

Может быть, эти строки, написанные Кавериным, помогут молодежи, да и не только, посмотреть на нашу историю не с «закрытыми» глазами. И не только на строительство Магнитки, а на время 30-х годов, которое пережили их предки на Южном Урале.

Сельские районы юга Челябинской области тесно связаны с градообразующим предприятием и городом Магнитогорском. Сельские жители, как и горожане, подвергались арестам, приговорам, расстрелам, выселению не только в отдаленные территории страны, но и в Магнитогорск.

В 11 томах Книги памяти восстановлены имена 45 тысяч земляков-южноуральцев. Книги помогут восстановить историю своего рода, приоткрыть мало известные страницы из жизни малых городов и сел.

В ноябре 2018 года установлен памятный знак спецпереселенцам, да и не только. И горожане, и селяне смогут воздать дань памяти своим предкам, неизвестно где похороненным… Звоните: 8-9030903275, пишите E-mail: repressii-mag@mail.ru, заходите на сайт: http://knigi-pamyti.ucoz.ru/

Геннадий ВАСИЛЬЕВ