Пятьдесят пять лет вместе супруги Суслины из Степного.
В небольшом уютном домике на улице Набережной проходит их неспешная жизнь. С возрастом стали ещё более внимательны и чутки друг к другу. «Здоровье вот только подкачало у моего Николая, – сетует Тамара Михайловна. – Как ни берегла, перенёс инфаркт».
Везде и всюду Суслины вместе. Держат кур, потихоньку на огороде хлопочут – куда без этого в деревне! По настроению любят спеть на пару, когда-то ходили в хор при Доме культуры. Оба верующие, Николай Васильевич – алтарник в местном церковном приходе. Добрые, приветливые. В последнее время увлеклись скандинавской ходьбой. Пока идут, разговаривают обо всём, молодость вспоминают…
… Познакомились в Магнитогорске. Николай вскоре после службы в армии устроился на Калибровочный завод. Жил в бараке с общим коридором, а Тамара забегала туда к подружке. Поначалу Николай заглядывал к ним, чтобы попросить книгу. Потом стали дружить.
– Как-то пришёл не такой, как обычно, – припомнила Тамара Михайловна. – Дошли до проходной. «Может, поженимся?» – предложил неожиданно.
Не получив ответа, схитрил – выманил паспорт, якобы, фото посмотреть. А сам положил в карман и решительно сказал: «Пойдём в ЗАГС. Приду в пять вечера». – Загадала я: если увижу его к этому времени, значит – судьба. Сижу, книжку читаю, а сама на часы поглядываю. Без двух минут пять раздался стук в дверь…»
Расписались в конце ноября, свадьба была простая. Подружка привезла в чемоданчике аккуратно сложенное платье из капрона, который тогда только входил в моду. На второй день Тамара была уже в своём. С той подружкой из Магнитогорска они дружат до сих пор.
Появился первенец Андрюшка. Получили квартиру в городе. Николай был хорошим специалистом, рационализатором, ценили его на заводе. Но обоих тянуло в деревню. Тамаре город не особо был по душе. Когда сынишка должен был пойти в первый класс, переехали в Степное. Николай шоферил, Тамара трудилась на разных работах. Много времени отнимало хозяйство.
– Оно для нас было большим подспорьем, – рассказывают. – Держали кур, гусей, свиней, двух коров. Тем и жили. Зарплаты были маленькие. Хозяйство только и выручало.
Дом, который выделил совхоз молодой семье, был холодным. Дочка заболела. Решили строиться. Купили в Белорецке дом, предназначенный к слому, перевезли в Степное. Что-то переделали, зато получилось всё, как молодая хозяйка хотела: дом «маленький, тёпленький, со своей банькой».
– Я по характеру взрывная была, – делится Тамара Михайловна. – Муж никогда ссору до конфликта не доводил. Возьмёт и выйдет из дома. Через пять минут вернётся, а я уже и забыла – отходчивая. К тридцати годам поумнела, стала более снисходительно к нему относиться. А сейчас «психовать» и повода нет.
– Секрета в том нет, – говорит Николай Васильевич. – Многое в семье от женщины зависит: как дело поставит, так и будет.
– Нас часто спрашивают: «Кто из вас главный?», – добавляет Тамара Михайловна. – «Не знаю, – отвечаю. Вместе всё решаем. Где-то он прав, где-то – я. В одном котле варимся».
Многое довелось испытать Суслиным. Николай Васильевич вырос без отца, который погиб в войну. Тамара Михайловна была последним ребёнком в многодетной семье. Были в их жизни и трудные военные годы, и невзгоды. Как всё старшее поколение, жили заботами да работой, о которой могут говорить часами.
– Вы счастливы? – спросили мы напоследок.
– Наверное, да, – поразмыслив, кивнули оба.
Инна КРАСИКОВА