Российский военно-морской флот сформирован на базе военно-морского флота СССР, который свою историю ведет от императорского флота России. История флота началась более трех столетий назад, а годом его основания принято считать 1696-й. За это время противники из разных стран мира проигрывали морские сражения российскому флоту 75 раз.
Военно-морской флот – один из трёх родов войск России, главная задача которого – обеспечение безопасности государства и его граждан со стороны океана и моря путем осуществления соответствующих войсковых операций, в том числе боевых действий.
Пожалуй, самым насыщенным боевыми действиями на море был период Великой Отечественной войны, да так, что с последствиями ее пришлось бороться морякам еще много лет после.
Путь в армию для верхнеуральца Бориса Михайловича Девятовского оказался долгим и по времени, и по расстоянию. Во время войны Бориса, слесаря водочного завода, трижды призывали и возвращали, так как на заводе некому было работать. В четвертый раз, и окончательно, его призвали в декабре 1945 года. Был ли когда еще такой мощный по численности призыв, история умалчивает, но тогда из Верхнеуральского района уехали для прохождения воинской службы 120 молодых парней. До сборного пункта в Челябинске сопровождал призывников Евгений Вертняков. Там Девятовский прожил полтора месяца, а потом, после формирования команды, два месяца ехал по железной дороге к месту службы во Владивосток. В Красноярске, правда, не дали завшиветь, помыли в бане и выдали на сменку старое солдатское белье.
По прибытии к месту назначения молодых переодели, подвергли еще одной врачебной комиссии и определили в карантин, после которого уже распределили кого куда. Девятовский отправился в учебную роту на остров Русский, где постигал премудрости морской службы девять месяцев и где, к неописуемой радости, встретил земляка-верхнеуральца, тезку Бориса Посадского. Потом, правда, встречал еще одного земляка, капитана-лейтенанта Николая Добронравова. Он тогда служил замполитом сразу на двух «охотниках».
После учебки опять была дорога, только теперь по воде, до самого острова Сахалина, где свежеиспеченного специалиста ждал флагманский корабль, минный тральщик за номером 599, на котором он честно отслужил до сентября 1951 года.
Для людей, далеких от морской романтики, нужно пояснить, что тральщик — это корабль специального назначения с мелкой осадкой, чтобы он мог проходить над минами. Задачей его является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей или судов через минные заграждения. Ему не нужны большие размеры. Наоборот, чем этот корабль меньше, тем легче им управлять, тем труднее противнику поразить его артиллерийским огнем. Но этому кораблю приходится тащить за собой всю тяжесть снаряженных минами тралов и выдерживать заданную скорость хода, не уменьшая ее. Основным вооружением тральщиков являются различные типы тралов.
В дивизионе, в который входил 599-й, было шесть тральщиков, с командой на каждом в 45 человек. Это по штату. На самом деле везде был дефицит матросов. 35-38 человек считалось нормой. Нормой были и 100 граммов водки к обеду, а очень вкусный и обильный стол — без нормы. Помимо постоянной военной выучки,
дивизион периодически выдвигался на выполнение боевого задания. Траление всегда было трудоемкой, сложной и чрезвычайно опасной работой. Хотя на Дальнем востоке вражеских флотов во время войны не наблюдалось, в отличии от Балтийского или, например, Черного морей, но все же военные стремились исключить вероятность нападения или диверсий со стороны фашистов, а также их союзников японцев. Поэтому в Татарском проливе, в Сахалинском заливе, на подходах к портам в 1945 году были установлены минные заграждения. Конечно, после победы над Японией всё разминировали, но опасность того, что часть мин продолжала нести свою страшную вахту, оставалась. Ответственность ребята несли колоссальную! Тем более, что работать тральщикам приходилось порой в условиях штормовой погоды. Тралили, в основном, Татарский пролив, ходили в Охотское, Японское моря, на Курилы, Тихий океан, заходили один раз в порт Ванино, а когда начались события в Корее, тогда весь дивизион минных тральщиков 48 часов находился в море в повышенной боевой готовности.
Может показаться незначительным фактом, что за пять лет службы на корабле Борис Девятовский был непосредственным участником обезвреживания их кораблем трех мин, а дивизионом – девяти. Но если представить, что эти рогатые бестии могли бы сотворить с мирными судами…
Контактная мина, о которой мы имеем представление из художественных фильмов, как рассказывает Борис Михайлович, привязана тросиком, толщиной миллиметров восемь, так, что до поверхности остается два-три метра. Когда трал сталкивается с тросом, то специальным устройством, типа ножниц, подрезает его. Мина всплывает. Ну а дальше – дело техники. На корабле, кроме трала, есть 85-милиметровая пушка и четыре пулемета, поэтому вариантов у плавающей рогатки не много.
Служилось старшине второй статьи Девятовскому легко, потому что дисциплины не нарушал. Задания выполнял неукоснительно, в соревнованиях не просто участвовал, а занимал первые места, потому и в отпуск на родину приезжал дважды на полтора месяца да один раз, как отличник боевой и политической подготовки, ездил на десять суток в Ленинград.
Окончательно пришел домой Борис Михайлович в 1951 году, устроился землеустроителем в Райисполком, потом на протяжении своей долгой трудовой биографии сменил не мало руководящих должностей и вышел на пенсию.
Через два месяца Борису Михайловичу Девятовскому исполнится 94 года. Он по-прежнему ясен умом, решителен в действиях, принципиален в суждениях. Сокрушается, когда вдруг подводит память, негодует на слабеющий слух, но в такие моменты вспоминает слова знаменитой песни: «Моряк не плачет и не теряет бодрость духа никогда». И это реально помогает.
Влад БОГДАН