Высокой наградой отмечен многолетний труд Виктора Фомина.
В июле 2023 года Указом Президента РФ Владимира Путина директору ООО «Хлебинка» Виктору Петровичу Фомину присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации». В сентябре награду основателю и руководителю одного из самых крепких хозяйств Челябинской области вручил полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Владимир Якушев. 15 октября Виктору Петровичу исполнилось 69 лет, «Красный Уралец» поздравил его и попросил о небольшом интервью.
– Виктор Петрович, что вы испытали, когда узнали о присвоении и предстоящем вручении знака «Заслуженный работник сельского хозяйства»?
– Ждали уже давно. Что можно испытать, боже мой? Я уже в своей жизни все испытал. Но все равно, есть, конечно, что-то такое интересное. Потому что в районе это первое за много лет почетное звание. Раньше за три тысячи литров надоя молока дояркам давали Героя Социалистического Труда. Но после распада получилось, что у нас кто на сцене поет и пляшет, они в почете. А не простой человек, который трудится по-настоящему, а не так, что там… Я уверен, что люди труда, кто производит хлеб, кормит людей, лечит и учит, вот эти профессии очень важны. Поэтому мы трудились, как могли и работали не за награды…
– А за что, за совесть?
– За совесть, за то, что у меня прадеды все пусть казаки, но казаки те же крестьяне, только всегда готовые воевать. И дед, и отец, и мать выросли в деревне, трудились, выращивали хлеб, производили продукцию. Дед умер в 1942-ом году, но не на фронте, а можно сказать, в поле. У него бронь была, и в те года молотили зимой, снопы в ометы ставили и после молотили. Комбайн сломался, и дед на ветру, на морозе его ремонтировал, и воспаление легких схватил. А раньше какие лекарства были и врачи? После отец так же всю свою молодость, считай в войну он на «козлике», это как «универсал» что ли трактор, и мать так же на комбайне работала с Героем Соцтруда Степаном Виденеевичем Кудриным.
– Выходит, что дело всей жизни само вас выбрало?
– Я до армии и после так же комбайнером работал, и сеял, и пахал, и убирал. Пришло время, когда свободно можно было землю брать. У нас клан такой начинался родственный, братья двоюродные, дядьки. В 1988-ом в аренду землю брали, с этого начинали. Но аренда не получилась ввиду того, что у нас руководители в то время не понимали, что такое аренда. А Хлебинку в то время уже разорили, и мы эту землю забрали, шестьсот гектаров. Постепенно колхозы разваливались, и мы у них землю подбирали. Сегодня у нас земли на четырех колхозах бывших, пятнадцать тысяч гектаров. Много это или мало? С одной стороны, вроде бы можно и больше брать. Но, с другой стороны, лучше показатели улучшать, чем количество гектаров увеличивать.
– А какое у вас образование, Виктор Петрович?
– Ну, образование какое… Я в свое время окончил СПТУ №8. Образование – это сама жизнь, вот и все образование. Учились, сами читали, передовые технологии изучали. После молодежь примкнула, сейчас они все это ведут. Вот эти технологии, оказывается, с ними работай и можешь получать хороший урожай. И уважение, и почет.
– Десять лет назад в одном из интервью вы сказали: «Сегодня у села клубок проблем: перебои с водоснабжением, закрыт садик, расформирована больница. Ощущение, что деревня потеряла веру. В авиации есть такое понятие «точка возврата» – тот предел, когда самолет еще можно развернуть назад. Так вот, по моему мнению, в сельском хозяйстве эта точка уже пройдена…»
– Для многих хозяйств она пройдена, получается. Вот возьми этот же колхоз Карла Маркса или «Подольский». Кто им, в принципе, не давал? Все есть, коровы были, техника, земля, люди. Но они же не смогли развернуться, потерялись. У нас в районе всего два хозяйства, которые удержали это все, и сегодня идет развитие, а не угасание.
– Благодаря чему удалось выжить тогда?
– Благодаря опыту, полученному, когда я работал комбайнером, механизатором, управляющим. Мы понимали, как все делать проще, экономнее, чтобы урожай получать. Где десять человек работу выполняет, мы впятером выполняли, а то и вдвоем, и получалось. Знали все нюансы: где можно было потерять, мы находили. И люди шли за нами, верили в нас и понимали, что кто кроме нас этого никто не сделает. Люди поняли, что у нас, оказывается, можно хорошие деньги зарабатывать, и не надо ездить ни на какие вахты, на стороне искать. Дома техника современная, теплая, комфортабельная, и легко работать. У нас десять комбайнов, эти пятнадцать тысяч мы свободно обрабатываем, сейчас уже пошли помогать «Ситно».
– У вас развивающееся успешное хозяйство, но и проблем хватает, наверное?
– Видите, урожай большой, а его никто не берет, опять проблема возникла. Почему-то дадут нам года два подышать, как я говорю, всплывем, подышим. А после бух опять, и буль-буль. Нынче, я думаю, не все вытянут ситуацию с ценами на зерно и опять отсеются, потеряв интерес к этому. Урожай есть, а денег нет. Вот два года были, цены подняли, сразу смотришь, хозяйства как вновь родившиеся, как я их называю, и комбайны покупают сразу. А сегодня что? Сдать некуда, цены нету, хранения нету. Зерна много, все забито, благо, что у нас животноводство есть. Шестьсот пятьдесят дойных, а так полторы тысячи голов крупного рогатого скота, да кони. Все равно, уходит зерно потихонечку.
– Чем «Хлебинка» помогает жизни сельчан?
– Я одно время был на аграрном совещании, высокопоставленный человек говорил, что село – это… Как он сказал: «Вы не думайте, что это социальный бизнес». Получается, что село без социалки никак. Зимой дорогу кто чистит? В первую очередь наши трактора пошли. Года три-четыре назад в феврале задувало, наши трактора чистили дороги, выручали людей, ездили. Ну и так же по поселку. Глава приходит, надо дорогу пробить, клубу помочь чем-то, помогаем. Без этого никак на селе. Сегодня даже вот похоронить, вон оно, кладбище, зимой занесет, дорогу прочистить и то некому. Сегодня все равно на селе тяжело. Это все сделано в городах, вот недавно в Москве был, люди там действительно, живут, все процветает, светится, сверкает. А у нас тут иной раз и врачей не дозовешься. Больницы позакрывали, школы оптимизировали. Учителя опытные на пенсию поуходили, а молодежи то нету, и это ведь проблема.
– Виктор Петрович, что придает вам сил?
– Конечный результат, когда видишь, что у тебя все получилось, хороший урожай, а в то время еще, когда ты зерно сдаешь, и деньги есть, и ты можешь еще что-то такое сделать. Даже памятник трактору поставить возле правления. Это первый купленный нами новый трактор, последняя модель Волгоградского тракторного завода, сегодня нет этого завода, а у нас этот трактор стоит. Что еще сил придает? То, что дети продолжают начатое дело, они с малолетства около меня. Еще в школах учились, а уже рулили, молотили, вкус этого, я думаю, впитали в себя. Ну и внуки так же, двое у меня здесь работают.