Не обращая внимания на свои 91 с половиной, участник войны Анатолий Николаевич Суспицын продолжает ездить на стареньком «Жигулёнке». Дел у ветерана меньше не становится. Вот и на этот раз он привёз в редакцию потрепанную грамоту 1950 года, которой старшина Суспицын Анатолий Николаевич по комсомольской линии отмечен «за успехи в боевой и политической».

– Покойная бабка убрала грамоту под сундук, а внуки нашли. Я и подумал: комсомолу-то сто лет, может вам будет интересно, – скромно объяснил он цель визита.

Газетчикам интересно всё, что связано с такими земляками, как Анатолий Николаевич.

Перед победным 45-м его в Уфалее обучили на командира орудия, в Нижнем Тагиле молодые курсанты получили легендарные «тридцатьчетвёрки» и – эшелоном на Запад, в Польшу. В 183-м орденов Суворова и Кутузова танковом полку командир танка Суспицын прошёл через всю Польшу и на границе с Германией встретил весть о Победе.

В комсомол танкиста Суспицына «сагитировали» в 1947-м.

– Убеждали недолго: раз командир танка, должен быть комсомольцем!

Свою первую грамоту, которую и привёз в редакцию, он получил за образцовое обучение молодых курсантов. Когда их сопровождал через Белоруссию, пересеклись с колонной пленных немцев. Только теперь те, унылые и потрёпанные, маршировали в обратную от России сторону.

Демобилизовался Анатолий Николаевич спустя пять лет после войны. Вскоре поступил на курсы шоферов и до пенсии крутил баранку.

Всё это время его преследовала мысль: что он в долгу перед теми односельчанами, которые воевали и полегли на полях сражений. В центре родного Вятского, он, последний из участников той войны, в 2010 году установил памятник с фамилиями фронтовиков-вятичей.

– Одного только пропустил – Василия Редькина, – сетует Анатолий Николаевич, – но обязательно допишем и его. Основание у памятника стало разрушаться. Внук Суспицына облицевал его плиткой, и теперь памятник простоит ещё долго.

Николай ВАСИЛЬЕВ