Выражаясь сленгом автомобилистов, информационный выхлоп вокруг международного ралли «Шелковый путь» соответствовал скоростному режиму «полный форсаж». Автогонки по маршруту древнего торгового пути вошли в топ самых обсуждаемых на телеэкране и в глобальной сети новостей.
7 июля с Красной площади в Москве стартовали 34 внедорожника и 21 грузовик. Им предстояло преодолеть 9 тысяч 600 километров, что на тысячу километров короче, чем в прошлом году. В девятых по счету состязаниях маршрут претерпел изменения. Напомним, что год назад гонщики прошли по петропавловским полевым дорогам порядка 30 километров, минуя посёлки Кидышевский (заимку Крылова) и Комсомольский… Нынешняя трасса углубилась в пределы нашей территории уже на 80 километров, добавив населенные пункты: Межозерный, Урляды, Сурменевский, где и были организованы смотровые площадки.
Телерепортаж с первого этапа гонки по размытым дождями дорогам Татарстана был впечатляющим. На основательно забитых грязью, исковерканных кузовах внедорожников не осталось живого места от яркого автотюнинга. Тут вам не песчаные дюны Китая. И если бы участники ралли попали под ливень где-то за Межозерным, проходимость их крупных болидов могла бы сойти к нулю.
Но в понедельник, 10 июля, первая половина дня благоприятствовала автошоу. В нашу сторону третий этап гонки стартовал в час дня из Кундравов на 324 километра по принципу лыжной гонки преследования. То есть с каким отрывом финишировал, в такой последовательности и стартуешь.
В половине третьего Урлядинская смотровая площадка представляла собой разноцветный калейдоскоп машин, автобусов, велосипедов, стоящих тут и там, детей и взрослых. В центре площадки — юрта, на возвышении — торговые ряды.
Оживление вызвал серебристый вертолет, сопровождающий лидеров ралли с воздуха. Многие зрители принесли бинокли. Другие посчитали достаточным для обозрения взобраться на крыши авто. Многие готовились фиксировать на видео. В предвкушении необычного зрелища слышался смех, возбужденные голоса.
Подростки из Нижневартовска Валерий Сардин и Ангелина Бирюкова приехали на лето к бабушке. Узнали о ралли из «Красного уральца». Как можно было пропустить такой случай?! Повезло…
Галина Кадочникова из Межозерного побывала на прошлой гонке: «Впечатление прекрасное! Хочется еще раз посмотреть».
— Мы с женой из Верхнеуральска, — говорит Сергей Игуменьшев. – Первый раз видим подобное. Ждём чего-то необычного.
Участок трассы вдоль смотровой площадки не огорожен. Дисциплинированная публика не выходила за её пределы. Хотя и были «нарушители спокойствия», с которыми разобрались полицейские. Но вот —
первая дымовая полоса на горизонте, рёв мощных моторов, дружное «ах», сопровождавшее занос машин перед водным препятствием, буря восторгов от фонтана брызг вспенившейся Урлядки и пыль, почти скрывшая багги в зоне видимости… Да, ради таких моментов стоит побывать на ралли!
Их снимает на мобильник Мария Темникова из Межозерного:
— Для семьи, — объясняет она. – Дети на работе, не смогли приехать. А мы с мужем здесь. Захватывает! Про «Шёлковый путь» узнали из районной газеты.
«Первый напрямую в воду не пошел, осторожничает», — комментируют мужчины. «Ух, как гонит!» — восторгаются мальчишки.
— Специально приехали всей семьей из Магнитогорска посмотреть, — говорит Светлана Чумакова.
С впечатлениями еще не определилась Татьяна Сергалеева из Верхнеуральска. Как ей показалось, интереснее было бы, если машины подряд шли. Слишком большие разрывы.
Очень ждал появления КамАЗов Эдуард Валитов. Он приехал из Челябинска в Карагайский, случайно узнал о гонках.
— Один вид машин чего стоит: разукрашенные, моторы «ревут»… — делится впечатлениями Валентина Акулинина из Урлядов. – Я тут с сёстрами и племянниками. Первый раз. Здорово!
Кульминация гоночной феерии — грузовая техника. «Наши идут!» — восторженно приветствовали КамАЗы зрители. Все знали, что российские экипажи участвуют в «Шёлковом пути», потому горячо приветствовали каждую машину. Гонщики шли один за другим, только успевай смотреть…
Плотный моросящий дождь заставил многих с сожалением покинуть зрительскую площадку.
— Будем стоять, пока последняя машина не пройдет, — сказал волонтёр Евгений Чузев. – Нас здесь двое из Миасса. Задача – заботиться о безопасности зрителей гонки.
Некоторый опыт прошлого года сказался на подготовке смотровых площадок: организована торговля. Но не помешали бы доступные развлечения для детворы: все-таки ожидание машин бывает продолжительным, да и само их прохождение около четырех часов. Кое-кому из взрослых недоставало комментариев: «освежить» сведения о «Шёлковом пути», узнать, какой экипаж идет первым. Кстати пришлась бы и задорная музыка: не каждый же день у нас проходят международные гонки!
Николай ВАСИЛЬЕВ
Тамара ИЛЬИНА
P.S. В прошлом году, как мы помним, на верхнеуральской земле, в Карагайском, заблудился французский гонщик. На этот раз всё обошлось благополучно. Но на следующий день на авторалли, проходящем уже по территории Казахстана, загорелся грузовик нидерландца Мартина ван ден Бринка. Огонь удалось оперативно потушить, голландский экипаж обошелся без повреждений.
К снимку
Среди любопытствующих мастер ОП Верхнеуральского участка «Южуралмост» Сергей Доценко. Его бригада установила на урлядинском перекрестке шесть дорожных знаков «Проезд запрещён»: четыре — за 50 метров до перекрестка перекрыли движение по чебаркульской трассе и два – на Межозёрный.
В период с 12 до 19 часов разрешался сквозной проезд транспорта. Сотрудники автоинспекции пропускали его по мере скопления.