Все верхнеуральцы хорошо знают клирика Магнитогорской епархии, протоиерея, отца Бориса Синягина.
На протяжении 42 лет он ревностно служит Русской Православной Церкви. О том, как отец Борис живет, как воспитывает в духе веры своих детей и помогает верхнеуральцам, мы поговорили с его сыном отцом Сергием Синягиным.
Борис Синягин родился в 1939 году в рабочей семье, а 2 года спустя разразилась страшная Великая Отечественная, его отец Николай ушел на фронт и вскоре погиб. Большое участие в жизни будущего священника и его сестры принимал дед, который был воцерковленным человеком. Заменяя внуку погибшего отца, он воспитывал его в христианском духе. Вместе они трудились и ходили в храм города Миасса, где приходской священник обратил внимание на мальчика, много общался с ним.
После школы было ремесленное училище, работа на автозаводе, а затем три года службы в Советской армии на Дальнем Востоке и Сахалине. После демобилизации Борис Синягин работал на бульдозере, грейдере и автокране в родном городе.
В Троицком храме Миасса познакомился Борис со своей будущей супругой Валентиной, которая тоже была из верующей семьи. Вместе со своей матерью, Евгенией Александровной Герасимовой, они часто приезжали из Челябинска в Миасс на службу. Тогда, в 1960-х, было совсем мало действующих храмов, каждый был наперечет, и прихожане друг друга знали и поддерживали.
После регистрации брака и венчания семья жила и работала в Миассе. Будущая матушка устроилась работать на швейную фабрику, занималась рукоделием, вышивая убранство для храмов, шила облачение духовенству. Всей роднёй построили дом. Держали коров, занимались обширным огородом, как практически все семьи того времени.
В практически сорокалетнем возрасте по наставлению приходского священника Борис Синягин резко меняет свою жизнь, увольняется с работы, подает документы в Московскую духовную семинарию в Загорске (сейчас Сергиев Посад) и после вступительных экзаменов начинает учебу. В 1978 году рукополагается в сан диакона, а на Пасху – священника. В 1979 году переводится на заочное обучение и назначается служить в Свято-Никольском храме Верхнеуральска. Всю жизнь, за исключением короткого периода, когда он переводился на 2 года в Свято-Семеновский храм Челябинска и был даже какое-то время там настоятелем, отец Борис служит в Свято-Никольском храме Верхнеуральска.
При его служении восстанавливается храм. Вместо ржавых, покрытых еще до революции железом, куполов и кровли, сделаны новые, оцинкованные, которые стоят до сегодняшнего времени. Вместо печей-голландок было проведено водяное отопление. Вместо старых деревянных крестов, купола украсили металлические, в пять раз большие по размеру. Храм, ранее беленый известкой, с осыпающейся штукатуркой, стал желто-белым (святительские цвета т.к. это храм святителя Николая). Открылась воскресная школа, и отец Борис активно способствовал ее работе. Но для самого его более значимо общение со взрослыми людьми, приходящими к Богу, задающими себе и священнику значимые вопросы. Во время служения в Верхнеуральске много внимания он уделяет осужденным верхнеуральской тюрьмы – исповедует, причащает, отвечает на насущные вопросы, помогает устоять с Божией помощью в трудный момент жизни.
Вместе со своей супругой, так же глубоко верующим человеком, регентом церковного хора, они прожили жизнь рука об руку. К сожалению, матушки Валентины не стало после болезни в 2016 году.
Отец Сергий с сестрой Христиной родились в Миассе, где в то время жила их семья, там же были крещены в храме Святой Троицы.
– С самого детства для нас это все было очень органично все, обычное дело семейное, – вспоминает отец Сергий. – Сначала на руках в храм носили. Как ходить начал – собственными ногами, вместе с родителями. Когда стал более сознательным, и в алтаре стал помогать во время богослужений.
В 1982 году здесь, в Верхнеуральске, Сергей пошел в школу. Было порой недопонимание со стороны окружения – в то время вера в Бога в нашей стране не приветствовалась. И хотя уже не притесняли, но с удивлением относились к тому, что как в сталинско-хрущевское время отец и мать не были ни октябрятами, ни пионерами, так и их дети Сергей и Христина не вступали в эти советские организации.
Детей отец Борис и матушка Валентина воспитывали в вере, но не было нацеленности: ты должен принять сан священника. Без нравоучений, на собственном примере вели детей по жизни.
– Родители всегда говорили, как в жизни поступать, чего избегать, а чему, наоборот, учиться, но не было какого-то асфальтированного, бетонированного пути: только так и никак иначе, – рассказывает отец Сергий. – Предлагали всегда, как нужно, как правильно, а свобода выбора всегда за нами оставалась. Наверное, все родители желают, чтобы дети являлись продолжателями их дела, но в нашей семье никто никогда не направлял насильно, не было повелительного тона. Всегда оставался выбор. В принципе, наверное, в этом и есть родительская обязанность – детям помогать, поддерживать, пока они делают первые шаги, но чем дальше, все больше отпускать. Давать навыки и возможности с этими навыками, определенные жизнеобеспечивающие законы, чтобы человек ими в жизни пользовался и дальнейшие шаги к самосовершенствованию делал. Потому что Божий закон – это не бетонная ограда, что только так и не иначе, а фундамент, база, основываясь на которой человек может быть богоподобным – со-творцом и со-созидателем.
Дочь Христина сразу пошла по пути матери, уже после школы отправилась учиться на регентские курсы в нижегородское Епархиальное училище, сейчас живет в Нижегородской области, с мужем-священником. А сын пришел к священническому сану не сразу: окончил художественно-графический факультет Магнитогорского педагогического института, служил в Верхнеуральской тюрьме в должности начальника отряда по воспитательной работе, и уже там пришел к мысли, что нужно продолжить служение отца, помогая людям на пути к Богу, чтобы нечто доброе в душе совершилось, чтобы человек поменял жизнь. В 1999 году отец Сергий был рукоположен в сан дьякона и начал служить в Свято-Никольском соборе, через год был рукоположен в священники. До 2013 года служил здесь, сейчас в поселках Красинском, Сухтелях и Петропавловском.
С большой любовью и уважением относятся к отцу Борису верхнеуральцы, ведь он всегда молится перед Богом за своих прихожан. Старается помочь, поддержать, дать добрый совет и в вопросах веры, и в жизненных перипетиях. Вот уже три месяца как отец Борис уже не служит – дает знать возраст и состояние здоровья, но старается бывать в храме на воскресных богослужениях, и при этом никогда не жалуется. Не такой он человек, чтобы жаловаться, говорит отец Сергий.
10 ноября Отцу Борису Синягину присвоено звание «Почетный гражданин Верхнеуральского района».
Виктор Богановский, активный прихожанин:
– Борис Николаевич с того самого времени, как он появился у нас, привлекает к себе прихожан простотой общения. У него очень своеобразный юмор, со многими верхнеуральскими мужчинами он может говорить на простые темы, про трактор, например.
Мы были очень рады, когда ему дали сан протоиерея. В миру о. Борис очень общительный человек, а в церкви он сторонник того, чтобы службы проходили по единожды принятому уставу, не приемлет тех новшеств, которые некоторые молодые священники хотят принести в церковную жизнь. Он хорошо принял нашего нового настоятеля Алексия, потому что тот тоже сторонник проведения служб по уставу.
С начала возрождения казачества без Бориса Николаевича не проходило ни одного казачьего круга, ни станичного, и 2-го отдела Оренбургского казачьего войска, когда его штаб был у нас в Верхнеуральске. И казаки за него все горой!