Приближается юбилейная дата Великой Победы. В нашем поселке уже нет ни одного участника той страшной войны. Уходят из жизни свидетели, перенесшие на себе все тяготы военного времени. Остались две вдовы участников Великой Отечественной войны, их общий жизненный стаж более 180 лет. Среди них и наша мама Раиса Семеновна Атанова. В последние годы она чаще вспоминает те времена, много рассказывает о своих сверстниках, и я понимаю, как важно для нее, чтобы мы, дети и внуки, запомнили, что же происходило тогда.
Война грянула, когда мама закончила четыре класса. Была очень способная, хорошо училась. Но об учебе пришлось забыть. В семье было четверо детей. Приняли решение: учиться продолжат старшие, а младшие – дома. Только вот ребенком побыть долго не пришлось. В 12 лет чуть свет уже бежала на конюшню, где взрослые запрягали лошадь, и она объезжала дворы, собирая завтраки и обеды для работников в поле. Мама до сих пор удивляется, как запоминала, чей узелок лежит в телеге? Привозила в поле и раздавала еду всем без ошибки. А в последние годы войны, когда рабочих кормили уже в поле, ее взяли помощницей кухарки. Вспоминает, как уставали в поле мальчишки, ее ровесники и постарше, работавшие на быках, прямо валились с ног. И как рады были потом, когда в 80-е годы им восстановили этот стаж по свидетельским показаниям (ведь учета для малолетних тогда не было) и провели за это доплату к пенсии. Но недолго, потом так же быстро и убрали ее, посчитав их слишком маленькими. Сильно они тогда обижались, вспоминая свой тяжелый труд.
А дальнейшая мамина жизнь связана с животноводством. Работала птичницей до самого закрытия птицефермы, потом телятницей, дояркой и так более 40 лет до самой пенсии. Избиралась депутатом сельского, потом районного Советов, имеет много грамот и благодарностей, звание «Ветеран труда».
Когда в 1947 году ее будущий муж, наш отец Атанов Николай Андреевич, вернулся домой, все были удивлены, так как считали его погибшим. Он призывался в январе 1943 года и продолжил службу после войны в Карелии. Его мать умерла, когда ему было пять лет, отец — в июне 1941 года, старший брат Иван погиб в первый год войны, поэтому писем не было.
Вместе с мамой ходили на вечерки, отец умело играл на гармошке. А в 1949 году они поженились. Папа до пенсии работал трактористом. Ушел из жизни в 80 лет.
У нас была хорошая, дружная семья. Нас три дочери, у двух педагогическое образование, у младшей — медицинское. Маму поддерживаем мы, семь внуков и 14 правнуков. Глядя на нее, я всегда думаю, какими крепкими они были, сколько труда и страданий им пришлось пережить. Но не очерствела душа, не иссякла любовь к жизни, к людям. Не смотря на тяжелые возрастные заболевания, мама по дому все старается делать сама. И блинов напечет, и борщ сварит. По молодости много вышивала, а любимым занятием было вязание. Шали, шапочки, кофты, салфетки, поделки и цветы, у
нас у всех дома стоят вазы с ее вязаными цветами. Фантазии в этом деле ей не занимать.
Но вот уже около года не может вязать, не слушается одна рука, с ногами тоже проблема. Теперь она ежедневно разгадывает сканворды (покупает их у почтальона), читает журналы из местной библиотеки и ждет «Красный уралец», который выписывает ежегодно для себя и нас, дочерей, следит за всеми новостями по телевизору. У нее очень хорошая память, любит рассказывать о поселке и его уже бывших жителях.
Мы, старшие дочери, уже давно на пенсии, а рядом с нами до сих пор наша замечательная мама. Мы бесконечно любим ее и гордимся ею. «Живи, мамочка, как можно дольше!» — говорим мы ей.
Дочь Вера АЛТУХОВА